«Дядя Ваня» возвращается в Мелихово
В 2016 году исполняется 120 лет одной из самых известных пьес А.П. Чехова – «Дядя Ваня», над которой писатель работал в своем подмосковном имении «Мелихово». Многие эпизоды мелиховской жизни, зафиксированные им в дневниках, нашли отражение на страницах пьесы. Поэтому так символично, что именно здесь в юбилейный год происходит ее второе – театральное - рождение.
Мелихово видело на своем веку не один десяток театральных версий этого известного чеховского произведения. Каждый год в рамках международного фестиваля «Мелиховская весна» «Дядю Ваню» привозят в усадьбу театры из разных городов и стран – все постановки по-своему интересны, многие с восторгом были встречены зрителем. И все же, новый проект «Дядя Ваня» – история совершенно особая. Главное отличие этого спектакля в том, что он создан непосредственно в Мелихове, органично вживлен в усадебное пространство и даже готов по-новому его раскрыть.
Реализовать идею спектакля под открытым небом взялся режиссер Искандер Сакаев, на счету которого более пяти десятков спектаклей в России и странах СНГ. «Дядя Ваня» - не первый для Искандера опыт работы с Чеховым. Поставленный в прошлом году в Минске спектакль «Чехов. Комедия. Чайка» буквально взорвал театральную жизнь белорусской столицы. Неклассическая постановка представила зрителю другого Чехова – яркого и безжалостного. Тогда предметом игры стало не действие пьесы, а сама пьеса, что дало зрителям возможность задуматься не только о смысле произведения, но и возможностях его интерпретации.
В «Дяде Ване» пристальный взгляд режиссера обращен к внутреннему миру героев. Естественные декорации усадьбы, минимум реквизита, в центре – человеческие судьбы, чувства и переживания. В этой постановке нет актеров второго плана, у каждого – своя главная и незаменимая роль, и каждый – как элемент большого объемного пазла, который Искандер Сакаев собирает ловко, виртуозно, с изяществом ювелира. Немаловажно, что часть актеров, занятых в постановке, не первый раз работают в команде с этим режиссером. Денис Яковлев, Иван Лакшин и Алевтина Даниленко играют в его постановке «Театральная история» по роману Артура Соломонова, хорошо знакомой московскому зрителю. У некоторых актеров за плечами уже есть опыт участия в постановках на открытом воздухе, для других «Дядя Ваня» станет первым пленэрным экспериментом.
Как и в предыдущем мелиховском open-air проекте «Чехов. Чайка», в новой постановке свое слово говорят постройки чеховской усадьбы. Действие разворачивается вблизи Главного дома Антона Павловича, где писатель жил и творил. При этом веранда дома, на которой традиционно представляют спектакли фестиваля «Мелиховская весна» на сей раз служит не сценой, а фоном. Необычно выстроенное сценическое и зрительское пространство создают эффект осязаемого действия. Кажется, зритель не смотрит со стороны на героев, а сам вступает с ними в диалог – чтобы понять: а будет ли счастье?
«Главная идея постановки в том, что нельзя жить иллюзиями, но и без иллюзий жить нельзя, - говорит Искандер Сакаев. - Дядя Ваня живет в своем придуманном мире, но когда он его разрушает – что за жизнь остается? Мне как режиссеру нравится работать с Чеховым: у этого уникального автора все персонажи имеют свою подноготную, которую очень интересно находить и вытаскивать. Гениальность Чехова в кажущейся простоте, которая на самом деле очень глубокая. Добраться до этого глубинного уровня – всегда маленькая победа».
Добиться максимальной глубины восприятия создателям помогает еще один прием. До спектакля гостей приглашают внутрь Главного дома Чехова в Мелихове – побродить по комнатам, проникнуться атмосферой. После третьего звонка, все переходят из пространства закрытого в зрительный зал под открытым небом, а сам дом с красивой дощатой верандой, перемещается вглубь действия и становится живой декорацией. У зрителя же остается ощущение, что он только что побывал за кулисами, а картины и интерьеры старинного усадебного особняка вновь и вновь возникают из памяти в разные моменты действия.
Интересно, что в спектакле нет музыкального сопровождения. При этом музыка в нем звучит постоянно. Ее поют, играют, извлекают из неожиданных предметов – она встроена в саму ткань постановки, усиливая восприятие, но не вырываясь на передний план. В этом open-air спектакле на первом месте – люди, их трагедии, надежды и мысли.
Одним из авторов идеи нового мелиховского проекта стала театральный критик, руководитель Благотворительного фонда Олега Ефремова и фестиваля «Постефремовское пространство» Анастасия Ефремова. Вот что она говорит о предстоящей премьере:
«Чехов с неслыханной щедростью одарил как сверстников, так и потомков некоей моделью для размышлений. Наличие у нас такого автора - это какое-то бесконечное режиссерское счастье, я считаю. Как распорядится этой моделью режиссер – всегда загадка. Искандер – человек молодой, эрудированный. Он – современный, но не наглый. И очень театральный. Он мыслит не эпатажными историями. Сохраняя все признаки современности и авангардизма, он остается в рамках психологического театра. Я вижу в нем глубину и возможность большого психологического воздействия. А еще он удивительно работает с актерами, выстраивая безупречный ансамбль в рамках постановки. И я думаю, этот театральный проект расскажет нам о знакомой пьесе что-то новое, чисто искандеровское».
«Если честно, я жду от постановки чего-то жизнеутверждающего – того, чего, по сути, нет в самой пьесе» - добавляет Анастасия Ефремова. Оправдаются ли эти ожидания – станет известно совсем скоро. Возможно, именно здесь, в Мелихове, под открытым небом, каждый зритель спектакля «Дядя Ваня» сможет прочитать что-то неожиданное среди хорошо знакомых строк. Возможно, сама усадьба, где родилась эта всемирно известная пьеса, поможет открыть ее заново.
Премьера спектакля состоится 15 июля.
Даты последующих спектаклей: 20 и 23 июля, 2,9,12,15,19 и 25 августа.
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max