Музей АЗ: выставка «Красавицы столетий» заканчивает свою работу


13 октября 2016   //   Культура

Третий выставочный проект Музея АЗ «Красавицы столетий» (55 женских портретов Анатолия Зверева) заканчивает свою работу.

Дата окончания выставки - 3 ноября.

В Музее АЗ нет постоянной экспозиции - выставки сменяют друг друга.

На выставке «Красавицы столетий» можно увидеть женские образы, созданные художником - портреты Оксаны Асеевой, Алики и Инны Костаки, знаменитой актрисы Татьяны Самойловой, итальянки Роно, дочери известного преподавателя ВГИКа Александры Бахмутской и многих других.

До окончания проекта, на первом этаже музея демонстрируется фильм об Анатолии Звереве «АЗ - это Я как раз!», который мы показываем в начале каждого часа.

Женский портрет широко прославил Анатолия Зверева (1931-1986), художника принципиально неофициального, но истинно народного; эти виртуозные портреты особенно ценятся коллекционерами и немедленно узнаются в альбомах или на выставках. Но до последнего времени не было попыток отобрать лучшие, эталонные произведения и оценить их по европейскому, «гамбургскому», счету.

Музей АЗ представляет зверевский портрет сразу в нескольких ракурсах и сочетаниях. Задолго до рождения моментальной, «мобильной» фотографии Зверев открыл эффект мгновенного кадра. Его графические, черно-белые листы - это за доли секунды схваченные черты модели, самые тонкие душевные движения. Такого рода «мгновениям», вдохновенным порывам, будет посвящен отдельный раздел экспозиции.

Среди многочисленных зверевских «красавиц» особо выделяются те, чьи прообразы известны доподлинно. Более того, многие «модели» оставили захватывающие воспоминания о сеансах их портретирования. Куратор экспозиции Полина Лобачевская собрала уникальные портреты, история создания которых рассказана непосредственными свидетелями. «Садись, детуля, я тебя увековечу!», - именно этой пророческой фразой Зверев начинал свой сеанс. Точно такое же название получит и раздел, связанный с живыми свидетельствами о художнике и его работах.

Значимость и многогранность зверевских портретов подчеркнет исторический контекст, их ассоциативные связи с шедеврами прошлых веков. Анатолий Зверев и сам не скрывал источники вдохновения, перечисляя своих «учителей» от эпохи итальянского Ренессанса до русского авангарда.  Открытость всему новому, диалогичность, ассоциативность – вот важные черты зверевских женских портретов, которые позволили поставить их рядом с самыми интересными и близкими по духу творениями более чем за полторы тысячи лет европейской цивилизации.     

Конечно, портреты Зверева невозможно оторвать от той среды, в которой они рождались. Это было драматичное, переломное послевоенное время. Казалось, рафаэлевская гармония была окончательно похоронена под страшными руинами войны, оставив искореженные тела и изуродованные лица. Но неожиданно в 1950-е годы возникает новая генерация художников, увидевших красоту в хаосе, божественную прелесть среди разрухи и отчаяния. Женские портреты Анатолия Зверева – предвестники ренессанса человечности, веры в силу добра и сострадания, с которыми связана эпоха «оттепели». Живительная для второй половины ХХ века линия - восхищение и поклонение женской красоте - явлена у Зверева с такой силой и глубиной, на какую только и был способен гений, открывающий новую эпоху в искусстве. 

Генеральный директор Музея АЗ   Наталия Опалева

Арт-директор  Музея АЗ, куратор  проекта  Полина Лобачевская

Дизайн проекта Геннадий Синев

При поддержке радиостанции «Серебряный Дождь»

Анатолий Зверев. Портрет Лилии Костаки

Анатолий Зверев. Портрет девушки