Выставка "Каноны красоты Джованни Гастела" в Центре фотографии им. братьев Люмьер


14 марта 2017   //   Культура

16 марта в Центре фотографии им. братьев Люмьер откроется первая в России выставка Джованни Гастела - одного из главных арт-фотографов современности. Джованни Гастел - потомок древнего итальянского рода, племянник Лукино Висконти и обладатель эквивалента Оскара в мире фотографии. 

Большинство работ фотографа создано по заказам ведущих журналов мод, таких как Harper’s Bazaar, Vogue, Elle, Vanity Fair, Donna, Mondo Uomo, Glamour, Femme, Amica, Sette и знаменитых дизайнеров, среди которых Николя Труссарди, Джованни Версаче и Мария Манделли. Однако Гастел выходит далеко за пределы традиционного понимания модной фотографии, прибегая к разным художественным стилям: от Ренессанса до поп-арта. Так, образы моделей в некоторых сериях были вдохновлены классической итальянской живописью, в других — произведениями современного искусства.

На выставке представлены серии с середины 1980-х годов до настоящего времени. Зритель увидит, как Гастел экспериментировал с фотографией и какие методы он применял в работе. Более того, у гостей появится уникальная возможность убедиться, насколько изменчиво и зыбко понятие о красоте. Известные модели, такие как Шалом Харлоу, Хейди Комарек, преображаются перед камерой Гастела, превращаясь в одиноких, испуганных персонажей произведений Франца Кафки.

Большинство работ итальянца создано в технике широкоформатных полароидных снимков, аналоги которых также можно будет увидеть в экспозиции. Последние серии - это результат работы автора с цифровыми технологиями. Так, например, в серии «Ritratti di Living», созданной по заказу Elle Decor в 2013 году, Гастел воспроизводит произведения художника Эдварда Хоппера. Он играет с цветом, заставляя зрителя сомневаться в своем зрении: снимки этой серии выглядят одновременно как живописная работа, кадр из фильма и фотография.

Интересные факты о Джованни Гастеле

Джованни Гастел родился в Милане в 1955 году и принадлежит к древнему итальянскому роду Висконти. Многое из того, с чем большинство людей соприкасаются в музеях - интерьеры палаццо и лучшие произведения итальянского искусства - стали для него повседневностью.

Его родной дядя – знаменитый итальянский режиссер Лукино Висконти – был одним из первых, кто познакомил Джованни с миром искусства и, прежде всего, кинематографа. Поиски профессии начались для Гастела с театральной сцены, подростком он участвовал в спектаклях, а чуть позже увлекся литературой и поэзией.

Отец Джованни был промышленником, и, по словам Гастела, легко раздражался: «Когда в семнадцать лет я решил стать фотографом, он сказал мне, что я не получу от него ни цента. Он дал мне расческу и зеркало со словами: «Раз ты собираешься делать фотографии на паспорт, твои клиенты, по крайней мере, смогут привести себя в порядок». А затем он начал приезжать ко мне сделать фотографию: «Мне нужно сделать паспорт», говорил он, перед тем как приехать. Но он был всегда доволен и говорил моим братьям: «Посмотрите, Джованни зарабатывает деньги, пока вы до сих пор торчите в университете».

Среди своих «учителей» Гастел называет Гессе и Достоевского, чьими текстами он вдохновлялся в юности.

Гастел говорит, что главный принцип для него - элегантность, под которой он понимает, прежде всего, моральные ценности. «Элегантность это очень разные вещи: любить женщин, платить налоги. […] Мы больше не рождаемся джентльменами. Мы становимся ими благодаря тому, как ведем себя по отношению к людям, женщинам, государству».

«Элегантность связана с римской идеей о достоинстве, которое является главной человеческой ценностью. В семье Висконти, моя мать учила меня, что никто себе до конца не принадлежит. Наше поведение оказывается видимо другими людьми, оно становится знаковым. К сожалению, похоже, никто больше этому не учит».
 

«Я был свидетелем рождения идеи создания связи с модой, в то время как рекламщики избегали этого. Будучи очень молодым человеком, я сидел с Флавио Луччини за рабочим столом, где это все обсуждалось. В революционном порыве мы решили никогда не обращаться к конечному потребителю. Связь с модой - я говорю об одежде, не аксессуарах - создает мир отсылок. Фактически мы говорили: «Если вы хотите быть частью этого мира, приобщиться к богатству, элегантности, красоте, к миру, которого не существует в реальности, то вы должны купить именно эти трусики».


Один из узнаваемых эффектов Гастела - особый оттенок сепии - появился совершенно случайно. Много лет Джованни Гастел снимал на профессиональную широкоформатную камеру Polaroid с размером отпечатка 8х10 дюймов (20х25 см). Технически с помощью такой камеры можно делать либо черно-белые, либо цветные снимки, специальные материалы для негатива и позитива должны подходить по химическому составу. Но однажды ассистент Гастела в студии перепутал материалы, совместив негатив для цветного отпечатка и черно-белый позитив, в результате чего получилось изображения странного коричневого оттенка, нехарактерного для поляроидов оттенка сепии. Ассистент едва не выбросил получившийся «бракованный» результат, но Джованни остановил его, а затем множество снимков делал именно в этой случайно изобретенной технике. Многие из них стали культовыми.

В 2002 году он получил эквивалент Оскара в фотографии на мероприятии, известном как La Kore, Oscar della Moda.

 

16 марта в 18:00 состоится авторская экскурсия с Джованни Гастелом. Количество мест ограничено. Стоимость билета: 600 рублей.

Выставка продлится до 9 мая.

Цена билета: 200-430 рублей
Где:  Болотная набережная, д. 3, стр. 1
Возраст: 18+