Открытый фестиваль «Черешневый лес» представляет выставку Джорджо де Кирико в Третьяковской галерее


21 апреля 2017   //   Культура

XVII Открытый фестиваль искусств «Черешневый Лес» стартовал 19 апреля – выставкой «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» в Третьяковской галерее на Крымском валу.

19 апреля в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый Лес» при поддержке компании BOSCO DI CILIEGI и Фонда Джоржо и Изы Кирико в Государственной Третьяковской галереей на Крымском валу открылась выставка «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения».

Открыть фестиваль «Черешневый Лес» и познакомиться с творчеством знаменитого итальянского художника и скульптора пришли Михаил Швыдкой, Марина Лошак, Игорь Бутман, Сергей Гармаш, Людмила Зорина, Игорь Янковский, Андрей Шаронов, Алена Свиридова, Алика Смехова, Дарья Поверенова, Петр Налич, Арина Шарапова, Павел и Светлана Астаховы, Алена Долецкая, Нина Гомиашвили, Томаз и Иветта Манашеровы, Владимир Кожин и Олеся Бословяк,  Софья Троценко, Антон Белов, Дмитрий Ханкин, Анита Гиговская, Виктор Шкулев, Александр Митрошенков, Анатолий Малкин, Андрей Колесников, Гор Нахапетян, Влад Локтев, Юрий Овчинников, Лариса Рубальская, Армен Ермцян, Кристина Лиева и многие другие.

Событие мирового масштаба, о котором говорят за рубежом – это первая масштабная ретроспектива одного из крупнейших мастеров авангарда ХХ века Джорджо де Кирико (1888-1978) в России, которого называют «предтечей сюрреализма» и изобретателем «метафизической живописи».

На выставку, организованную совместно с Фондом Джорджо и Изы де Кирико, привезли более 110 произведений (живопись, графика, скульптура, театральные костюмы, фотографии) из собрания Фонда, крупнейших музеев мира (Национальная галерея современного искусства в Риме, Музей современного искусства Тренто и Роверето, Центр Помпиду, Музей современного искусства Парижа, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве) и частных собраний.

На торжественном открытии выступили директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, вице-премьер РФ Ольга Голодец, посол Итальянской республики в России Чезаре Мария Рагалини, устроитель Открытого фестиваля искусств «Черешневый Лес» Михаил Куснирович, президент фонда Джорджо и Изы де Кирико Паоло Пикоцца,

«Первая в России выставка великого итальянского художника-метафизика Джорджо де Кирико, которую мы готовили почти два года, открывает XVII фестиваль искусств «Черешневый Лес».

Во время встречи Владимира Путина с президентом Италии Серджо Маттареллой этот проект был отмечен среди важнейших для развития культурных связей двух государств. Работы де Кирико до этого показывались в Москве всего один раз – в 1929 году в музее Нового западного искусства: с этой выставки была приобретена картинка «Римлянки», которую нам любезно предоставил ГМИИ им Пушкина, где она хранится. Нам очень интересно представлять художника, чьи работы почти отсутствуют в российских музейных собраниях, в контексте нашей коллекции русского искусства XX века, - сказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

«Сегодня Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» открывается снова - в 17-й раз. Мы очень гордимся нашим сотрудничеством с Третьяковской галереей, с новой Третьяковкой - особенно. Наш фестиваль удостоился чести открыть эту замечательную выставку, о которой вы уже слышали такие глубокие и проникновенные речи. В этом мире взаимопроникновений совсем не случайно, что Третьяковка знакомит с зарубежными художниками, особенно итальянскими, которые помогают лучше понять и осмыслить русское искусство. Нам очень приятно, что мы являемся сопричастными к выставке такого знакового художника ХХ века и общемирового масштаба, который родственно связан с Россией, а также находится в контексте искусства начала и всей середины ХХ века. Джорджо де Кирико, как и Рене Магритт, – абсолютно незабываемый: однажды, даже мельком, увидев его работу, ее невозможно забыть. Он передает сложносочиненное метафизическое состояние души. Кроме того, это художник непрерывного возвращения и поиска: на протяжении своей жизни он не раз обращался к одним сюжетам, осмысливая их по-новому. Его переживания умом и сердцем были духом того времени, буквально висели в воздухе – и они очень западают в душу и сейчас», - отметил устроитель Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» и глава группы компаний BOSCO DI CILIEGI Михаил Куснирович.

Важность события подчеркнула Ольга Голодец, вице-премьер РФ, председатель совета попечителей Третьяковской галереи: «Мы находимся не просто на открытии выставки. Фактически это открытие Джорджо де Кирико нам — москвичам, россиянам, всем гостям нашего города… У нас хранится всего две картины на территории Российской Федерации, и то, что Третьяковской галерее своим энтузиазмом и своим профессионализмом удалось привлечь таких замечательных людей и представить эту выставку российскому зрителю, — это уникальный элемент нашей культуры».

Паоло Пикоцца, президент фонда Джорджо и Изы де Кирико, провел параллели с другим титаном живописи ХХ века: «В 20 веке были две крупные фигуры в искусстве: Пикассо и де Кирико. Пикассо представлял реальное, а де Кирико – подсознательное. Пикассо – суровость отца, де Кирико – нежность матери. Думаю, если бы де Кирико был жив, он очень обрадовался бы этой выставке. И это не пустые слова, ведь с Россией его связывало очень многое: дед де Кирико был дипломатом и часто бывал в России. Сам художник дружил с русскими поэтами, работал с Дягилевым. Кроме того, обе его жены были русскими».

Сергей Чобан, архитектор выставки: «Графика, живопись и костюмы – три раздела, которые создают здесь «пространство» де Кирико, погружают в его мир. Дизайн выставки выполнен с учетом мотивов его творчества: колоннад, фрагментов башен и дворцов с пустынных площадей на его полотнах. Эти мотивы отражены в четырех разноцветных внутри и разных по форме павильонах, органично вписанных в экспозицию.

Татьяна Горячева, куратор выставки: «Название выставки «Метафизические прозрения» – ключ к творчеству художника, парафраз его высказывания: «У каждой вещи две стороны: обычная и метафизическая». Эту вторую сторону можно увидеть только в минуту прозрения. Именно этим прозрениям и было посвящено его искусство – вы увидите их на выставке.

Посол Итальянской республики в России Чезаре Мария Рагальини: «Для меня большая честь присутствовать сегодня на этой выставке. Это событие имеет огромное значение и с художественной, и с символической точки зрения. Москва впервые принимает монографическую выставку Джорджо де Кирико и в сфере многовекового сотрудничества Италии и России это важная глава.

Считается, что подсознательное в мир живописи ворвалось благодаря Сальвадору Дали. Однако задолго до него был другой «ловец снов»: первым из художников к метафизике обратился Джорджо де Кирико, имя которого теперь не столь известно широкой публике и российским ценителям искусства. Дали досталась вся слава, а вот де Кирико фигурирует среди искусствоведов под ярлыком «предтеча сюрреализма». А ведь без него, возможно, не было бы того Магритта и Дали, которых мы знаем, а также позднего Малевича: все они признавали огромное влияние де Кирико на свое творчество. В современное время было создано нескольких видеоигр, разработчики которых вдохновлялись полотнами художника – может, поэтому и сейчас они выглядят для нас очень актуально.

«Хронологически творчество де Кирико представлено периодом с 1910 до 1970 годов и разделено на несколько тематических разделов», – говорит куратор выставки Татьяна Горячева. Первый, вводный, раскрывает суть изобретенного де Кирико понятия «метафизическая живопись». «У всякой вещи есть две стороны: обычная и призрачная, или метафизическая, которую дано увидеть лишь редким людям в минуты прозрения…» – писал художник, признаваясь, что впервые озарение посетило его в 1911 году на площади Санта-Кроче во Флоренции: эту дату можно официально считать рождением его концепции. Это погружение в некий параллельный нашей реальности магический мир, наполненный необъяснимыми событиями и мистическими явлениями. Загадка, таинственность пустынных площадей, меланхолия, тревожное предчувствие, персонажи-манекены – все эти мотивы будут варьироваться снова и снова в работах художника на протяжении всей его жизни.

В разделе История и миф отражена любовь художника к античному искусству, в Старых мастерах – своеобразный спор с Рубенсом, Тицианом, Курбе и Буше, в Автопортретах, где он позирует в исторических костюмах, видна страсть де Кирико к экзальтации и нарочито театральным жестам. Наверное, поэтому он с удовольствием создавал костюмы для театра, в частности, для антрепризы Сергея Дягилева к балету «Бал» 1929 года, которые для выставки любезно предоставил Музей Виктории и Альберта в Лондоне.

В разделе графики представлены и эскизы к живописным произведениям, и графический цикл иллюстраций к собственному роману «Гебдомерос» - ведь де Кирико писал стихи, прозу, а также статьи об искусстве.

Увлеченность философией Фридриха Ницше и его идеей цикличности времени и истории и бесконечного повторения событий отражена в разделе Вечное возвращение: «Я единственный художник, который по-настоящему понял Ницше!» – восклицает мастер в документальном фильме, который также будет демонстрироваться на выставке. Тема цикличности, бесконечного круговорота в творчестве де Кирико находит буквальное, литературное воплощение: он не раз обращается в своих картинах к «Возвращению блудного сына» и «Возвращению Улисса», особенно в 1960-1970-х гг. Такой прием самоцитирования, утонченной интеллектуальной игры с собственным искусством и зрителем позволяет относить его позднее творчество к постмодернизму.

Художник, скульптор, график, поэт, философ, критик – в начале XX века он заложил основы для сюрреализма, открыв в живописи «дорогу» Дали, Пикассо и Магритту, а на излете 60-х гг одним из первых стал играть по новым правилам - постмодернизма. Джорджо де Кирико – это имя, которое долгое время незаслуженно оставалось в тени. XVII Открытый фестиваль искусств «Черешневый Лес», с гордостью представляя выставку «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» в Третьяковской галерее на Крымском валу, вновь освещает для российской публики этого титана ХХ века.