Юрий Стоянов: «Редактор, когда читал мою книгу, ржал и плакал»


18 мая 2017   //   Культура

17 мая 2017 года в пресс-центре информационного агентства ТАСС прошла пресс-конференция с популярным советским и российским актером театра и кино, народным артистом России, мастером пародий, автором, постановщиком и исполнителем ролей в легендарной и всенародно любимой программе «Городок» Юрием Стояновым. Артист представил свою автобиографическую книгу «Игра в «Городки», вышедшую в издательстве «Эксмо», где он рассказывает о знаменитой программе, о людях, которые ее создавали, о казусах, случавшихся на съемках, о карьере в БДТ, об актерах, с которыми довелось работать, и о многом другом.

Рассказ о книге «Игра в «Городки» Юрий Николаевич начал со своего отношения к актерским мемуарам и в целом профессии артиста.

«Я недавно был в Доме книги, и количество актерских мемуаров повергло меня в уныние, – говорит артист. – Такое ощущение, что мы представители самой сложной, самой тяжелой, самой мужественной профессии. Иногда отроешь книгу и думаешь: «Кто ее написал – летчик-космонавт, разведчик-нелегал, кардиохирург?» Я считаю, что я представитель самой счастливой профессии, продлевающей жизнь и дающей возможность человеку прожить сотню других жизней, где можно сесть в тюрьму, дать по морде начальнику, пристать к секретарше, закрутить роман, быть повешенным, неоднократно расстрелянным, ходить в атаку, не испытывая боли и без угрозы для жизни, сыграть тысячу мужчин и женщин, оставаясь самим собой. И главное, тебе за это ничего не будет».

Книга Юрия Стоянова получилась на редкость легкой, остроумной и невероятно смешной. «В этой книге я хотел поделиться не муками, не количеством пота взвесить бед, горя, гадов, которые мешали жить и работать, интриг, разводов, предательств, я хотел поделиться главным», – рассказывает актер. И именно к юмору в общении с журналистами Юрий Николаевич, как создатель юмористической передачи, обращался чаще всего. Он отвечал на самые разные вопросы: является ли чувство юмора врожденным или приобретенным, какие современные юмористические программы он смотрит, что значит для артиста смех зрителя: «Я знаю по опыту моих коллег, ничего не ценит артист в реакции зрителя так сильно, и ничего так тяжело, по-настоящему тяжело, не дается, как смех в зрительном зале. Ничего не ценят артисты внутри своей роли, даже трагической, как те минуты, когда им удалось вызвать этот смех».

Юрий Стоянов поведал о том, как проходила работа над книгой: «Существуют разные способы – можно общаться с журналистом или наговаривать на диктофон. Но я в ужасе от этого, потому что здесь нет меня. Содержание мое, а стиль чужой. Эта книга написана без редактора. Редактор выполнял больше корректорские функции. Редактор, когда читал ее, ржал и плакал, и отправлял ее мне обратно просто с расставленными запятыми. Поэтому она не вымученная, каждый рассказ эмоционально и литературно вылизан мною».

Это уже не первая книга автора. Первые его мемуары носили название «До встречи в городке» и были посвящены периоду жизни Юрия Стоянова и его друга, соратника и коллеги Ильи Олейникова до того момента, как они встретились на съемочной площадке. «Игра в «Городки» о том, как создавалась легендарная передача, как появилась и исчезла с экранов телевизоров рубрика «Скрытая камера», какие отношения складывались внутри коллектива и вне его между друзьями: «Я дал себе слово, что должно пройти очень много лет, когда я напишу не только о том, что было до встречи в городке, но и о том, что было в городке. Следующая будет называться «После городка».

Безусловно, значимая часть книги посвящена Илье Олейникову, которая заканчивается словами: «Мы не были двумя гениальными артистами, но мы были гениальной парой». «Насколько слово «партнер» выше слова «мой друг». Мы не только дружили, мы делали что-то большее, у нас было общее дело. И внутри этого дела за 20 с лишним лет ни разу не был поднят вопрос о деньгах. Это человек, который научил меня зарабатывать деньги, который прикрывал меня в самых интимных и страшных обстоятельствах жизни, который давал понять, что если я от кого-то ушел, то это не значит, что он должен перестать здороваться с этим человеком, человек который изменил мою жизнь», – вспоминает Юрий Стоянов.

В этой книге читатель найдет историю знакомства Ильи Олейникова и Юрия Стоянова, историю их дружбы, очень редких, не принципиальных, но очень бурных по форме конфликтов и историю ухода из жизни артиста: «Это все было быстро, неожиданно, его уход происходил на фоне съемок юмористической передачи. До последнего дня, когда он попал в реанимацию, онкологический больной работал, снимая юмористическую передачу и смеша людей между сеансами химиотерапии. Об этом я написал впервые».

На вопрос о том, что бы сказал Юрий Стоянов юному себе, артист ответил: «Я бы ему сказал: «Юра, там в твоей жизни будут первые две женщины, пропусти их, остановись сразу на третьей». Простой совет, за ним столько боли и переживаний, о чем я бы никогда не написал и писать не буду. И еще: «Юра, ты правильно будешь лежать на диване 12 лет, окончив театральный институт, ничего не делать, не просить ролей и говорить «мое время еще не пришло. Поменяется страна, поменяюсь и я». И на вопрос вернется ли Юрий Стоянов на телевидение, актер обмолвился: «Вернусь, но пока не имею права об этом говорить».

Книга «Игра в городки» адресована всем, кто знал и любил эту передачу, тем, кто передавал эту любовь по наследству детям и внукам, кто не давал жене смотреть любимый сериал, а мужу хоккей, кто считал эту программу частью биографии большой страны и маленькой энциклопедией жизни.