Мировая премьера Пятой симфонии Александра Мосолова в Московской консерватории


24 января 2019   //   Культура

Московский симфонический оркестр

Мировая премьера Пятой симфонии Александра Мосолова

26 января на сцене Большого зала Московской консерватории

Солистка – молодая американская арфистка Тейлор Флешман (США)

Дирижер - Артур Арнольд (Нидерланды)

 

Главным событием вечера станет мировая премьера Пятой симфонии А. Мосолова. Она была написана в 1965 году и посвящена жене композитора Нине Мешко (народная артистка СССР, руководитель Северного русского народного хора). Это последнее крупное сочинение композитора.

Написанный в 1939 году, посвященный арфистке Вере Дуловой (110-летие которой будет отмечаться 27 января 2019 г.) и ее же исполненный с огромным успехом в Большом зале консерватории осенью 1939 года Концерт для арфы с оркестром – первый в советской музыке. Его судьба тоже не проста: многие годы считалось, что партитура концерта утеряна. Несколько лет назад в архивах нашлась партитура концерта и теперь он стал исполняться.

Симфоническая сюита «Туркменская музыка» с большим успехом была исполнена на международной выставке 1935 года в Брюсселе.

Судьба композитора-новатора, как и многих его сочинений не проста. Получив классическое музыкальное образование в Московской консерватории (его учителями по композиции были Р. Глиэр и Н. Мясковского, по фортепиано – К. Игумнов) Александр Мосолов стал известен как композитор-экспериментатор. Талантливый, яркий, независимый, блестяще образованный, он стал членом Ассоциации современной музыки и в 20-е годы 20 века практически возглавил советский музыкальный авангард. Вот как пишет о сочинениях Мосолова композитор и музыковед Н. Рославец:

«Автор является представителем крайне левого модернизма. Его соната — настоящая библия мо­дернизма, в которой сконцентрированы все гармонические трюки в духе предерзостных нахмурений Прокофьева, Стравинского, западных политоналистов...».

Музыка Мосолова в это время звучит не только в СССР, но с огромным успехом и за рубежом.Самым известным, популярным и исполняемым его сочинением становится  симфонический эпизод из балета «Сталь» -  «Завод. Музыка машин».

Александр Васильевич Мосолов не только пишет музыку и исполняет ее как пианист, он активно выступает в качестве музыкального критика. К примеру, одна из первых статей в Советской России о творчестве П. Хиндемита принадлежит его перу.

В 30-е годы поиски нового в творчестве Мосолова продолжались. Новатор, экспериментатор, бунтарь он все время ищет что-то новое. И находит в общении с фольклором, в поездках по отдаленным районам, участвуя в записи и обработках песен народов ССCР. В это время появляются его сюиты «Туркменская», «Узбекская»…

В 1936 году Александра Мосолова обвиняют в антисоветской пропаганде, исключают из Союза композиторов, в 1937 его арестовывают. В 1938 году по ходатайству Глиэра и Мясковского его освобождают, но лишают права жить в крупных городах. Такие трагические события не могли не сказаться на творчестве композитора: его музыкальный язык и стиль изменились.

Долгое время сочинения Мосолова не часто звучали в концертах, но в последние годы интерес к ним, да и к самому Александру Васильевичу Мосолову возрождается, число почитателей его творчества растет, его исполняют и записывают.

Справки: +749574177-35

Билеты: http://www.mosconsv.ru/ru/bilet.aspx?id=158632