"Птица-тройка и ее пассажиры" в музее AZ
Музей AZ представляет выставку «Птица-тройка и ее пассажиры». Новый проект объединяет графические произведения Анатолия Зверева, офорты классика европейского модернизма Марка Шагала и скульптурный объект одного из ведущих мастеров современности Вадима Космачева.
Творческие поиски столь разных художников ХХ века сходятся в одной точке – в какой-то момент источником их вдохновения оказались «Мертвые души» Николая Гоголя. Каждый из них ощутил потребность окунуться в безграничный мир гоголевской поэмы и увидеть в ней образы, созвучные их стилю и времени. В свою очередь куратор проекта Полина Лобачевская в качестве ключа к экспозиции предложила универсальную метафору - пассажиры, мчащиеся на птице-тройке – расширяющую круг произведений и адресующую их зрителям XXI века.
Анатолий Зверев (1931-1986) иллюстрировал Гоголя всю свою жизнь. Музей AZ уже представлял на выставках и публиковал его рисунки к различным гоголевским повестям. К «Мертвым душам» Зверев подступался неоднократно - первые наброски датируются концом 1950-х годов, когда молодой художник буквально ворвался на московскую арт-сцену, некоторые графические листы, хранящиеся в различных коллекциях, относятся к позднему периоду творчества художника. Обстоятельства не позволили Звереву создать развернутый и законченный цикл. Однако те работы, которые сегодня удалось собрать (кроме коллекции Музея АZ, в проекте представлены произведения из Российского государственного архива литературы искусства (РГАЛИ), а также частных собраний А. Орлова, С. Александрова, И. Кардашиди и др.), говорят об остроумном и оригинальном замысле. Многие из них выставляются впервые.
Не менее интересна и драматична судьба офортов Марка Шагала (1887-1985). В 1923 году Амбруаз Воллар, французский меценат и книгоиздатель, обратился к художнику с предложением создать livre d’artist (особое коллекционное издание) на основе какого-либо литературного произведения. Выбор Шагала пал на произведение Гоголя. В течение двух лет художник создает 96 офортов с изображением персонажей и сцен поэмы «Мертвые души». Тираж с листами художника был набран в 1927 году, но долгое время книга оставалась в забвении. Лишь в 1948 году произведение наконец публикуется другим, не менее известным издателем – Эженом Терьяда - и получает Гран-при на международной биеннале в Венеции. Для выставки «Птица-тройка и ее пассажиры» работы всемирно известного художника предоставил коллекционер Борис Фридман, один из лучших знатоков и собирателей livre d’artist. По признанию Бориса Михайловича, это будет едва ли не первая музейная выставка, на которой офорты Шагала покажут зрителям в столь масштабном объеме вне печатного издания.
Наконец, третий участник диалога о гоголевских «Мертвых душах», представляет совершенно новое, созданное специально для этого проекта произведение. Современник Зверева, Вадим Космачев принадлежит к когорте выдающихся русских художников, которые в 1960-70-е годы стали провозвестниками «советского ренессанса» - эпохи свободных творцов и смелых художественных поисков. Оказавшись в конце 1970-х годов в эмиграции, он заслуженно получил славу актуального европейского художника, чей диалог с русским авангардом и новаторские эксперименты с динамическими формами признаны одним из важнейших явлений в искусстве рубежа ХХ-XXI веков. Работая на стыке жанров и форм – скульптуры, инсталляции, технического эксперимента – Вадим Космачев живо откликнулся на кураторский замысел, дав свой вариант «птицы-тройки».
Даже для тех, кто знаком с творческим методом создания выставок в Музее AZ, станет неожиданностью содержательное и дизайнерское решение экспозиции, обязательным элементом которой становятся кино и мультимедиа. На этот раз частью живого музейного пространства стали видеоработы художников-аниматоров Михаила Шепилова и Александры Анохиной.
Выставку сопровождают детские образовательные программы, а также кинолекторий Андрея Плахова «Гротеск и сатира».
Создатели выставки «Птица-тройка и ее пассажиры»:
Генеральный директор Музея AZ – Наталия Опалева
Автор и куратор проекта – Полина Лобачевская
Художник-постановщик – Геннадий Синев
Медиахудожник – Александр Долгин
Художники-аниматоры – Михаил Шепилов, Александра Анохина
ГРОТЕСК и САТИРА
Кинолекторий в рамках выставки
«Птица-тройка и ее пассажиры»
28 марта – 15 августа
Программа подготовлена Андреем Плаховым
Выставка живописи и скульптуры, инспирированной поэмой Гоголя «Мертвые души», в свою очередь вдохновила нас сформировать программу сатирических шедевров мирового кино. Имена режиссеров Луиса Бунюэля, Роберта Олтмана, Марко Феррери и Питера Гринуэя хорошо знакомы любителям кино. В данной программе представлены те их картины, в который силен дух сатиры и гротеска, есть и мощное поэтическое дыхание, сближающие эти произведения с Гоголем.
Мы включили в программу также несколько менее известных, но художественно выдающихся фильмов – в частности румынской школы. Есть и великолепные образцы фантастических антиутопий («Бразилия» Терри Гиллиама). Объектами сатиры становятся буржуазия и буржуазная семья, милитаризм и военщина, исторические предрассудки и догматизм социалистического общества, человеческая алчность и абсурдные перегибы политкорректности, церковная практика и современное искусство.
- 28 марта - Скромное обаяние буржуазии (Луис Бунюэль) – Плахов
- 2 апреля - Большая жратва (Марко Феррери) - Плахов
- 9 апреля - Бразилия (Терри Гиллиам) - Плахов
- 16 апреля - Крысятник (Франсуа Озон) - Плахов
- 23 апреля - Церемония (Клод Шаброль)– Плахов
- 14 мая - О, счастливчик (ЛиндсейАнднрсон) - Карахан
- 28 мая - MASH (Роберт Олтман)– Плахов
- 4 июня - Это безумный, безумный, безумный мир (Стэнли Крамер) - Плахов
- 11 июня - Доктор Стрейнджлав (Стенли Кубрик) - Плахов
- 18 июня - Квадрат (Рубен Эстлунд)
- 25 июня - Телесеть (Сидни Люмет)
- 2 июля - Плутовство (Барри Левинсон)
- 9 июля - Повар, вор, его жена и ее любовник (Питер Гринуэй)
- 16 июля - Игрок (Роберт Олтман)
- 23 июля - Свадьба (Роберт Олтман)
- 30 июля - Деликатесы (Марк Коро, Жан-Пьер Жене)
- 1 августа - Ангел истребления (Луис Бунюэль)
- 6 августа - Слава (Кристина Грозева, Патр Валчанов)
- 13 августа - Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары (Раду Жуде)
- 15 августа - К востоку от Бухареста (Корнелиу Порумбойю)
Анатолий Зверев рисует «Мертвые души». Из собрания С. Александрова, 50-е. Бумага, тушь
Марк Шагал рисует «Мертвые души». Из собрания Б.Фридмана. 1948 Офорт
А. Зверев. Гоголь. 50-е. Музей AZ. Бумага, тушь
Тройка Чичикова, 1983, ГТГ
А. Зверев. Чичиков. Из коллекции А. Орлова. 1950-е. Бумага, тушь
М. Шагал. Трактир. Из собрания Б.Фридмана. 1948 год. Офорт
М. Шагал. Манилов. Из собрания Б.Фридмана. 1948
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max