Важнейшее из искусств: книги о кино издательства "Бомбора"


25 ноября 2020   //   Культура

Побывать на съемочной площадке и увидеть весь творческий процесс с позиции режиссера, исполнителя главной роли, художника, оператора — это удовольствие доступно даже «на удаленке»: благодаря книгам о любимых фильмах. Рассказываем о новых изданиях, которые украдут сердце каждого киномана и станут украшением вашей кинобиблиотеки. 

 

Провести ночь в отеле «Гранд Будапешт» 

Приветствуем вас в самом грандиозном отеле Зубровки, европейского государства, которого никогда не существовало. Книга «Отель „Гранд Будапешт“. Иллюстрированная история создания меланхоличной комедии о потерянном мире» проведет вас от первой до последней комнаты отеля, который напоминает то ли кукольный домик, то ли многоярусный торт. Да-да, это не совсем обычная книга о фильме — скорее это настоящее архитектурное сооружение, как и в культовой картине Уэса Андерсона. Здесь есть этаж, посвященный самому Андерсону и его творчеству, и этаж Рэйфа Файнса, где он делится размышлениями об актерской игре. Во множестве комнат вас ждут художники, операторы и другие участники творческой команды, которые расскажут вам увлекательные истории со съемок и покажут уникальные иллюстрации, созданные специально для этой книги. Вы заглянете в самое сердце фильма и поймете, как создаются оскароносные шедевры такого высочайшего художественного уровня.

 

Заглянуть в творческую лабораторию братьев Коэнов 

Фанаты братьев Коэнов создают целые клубы, где пытаются расшифровать множественные смыслы, скрытые в их фильмах. Сами братья говорят, что когда-нибудь этих людей ждет жестокое разочарование. Или это одна из их фирменных шуток? Как бы там ни было, каждый фильм оскароносного дуэта становится резонансным — благодаря тонкому интеллектуальному юмору, реалистичным героям, в которых каждый может узнать себя, и абсурдным сюжетам (в которых, впрочем, тоже многие себя узнают). Книга «Братья Коэн. Иллюстрированная биография. От „Просто кровь“ до „Да здравствует Цезарь!“» — это самая полная хроника творческой жизни режиссеров. Вы узнаете все о том, как создавались их гениальные фильмы — «Фарго», «Большой Лебовски», «Старикам здесь не место» и многие другие. Вас ждут впервые опубликованные архивные материалы, комментарии режиссеров и их коллег, множество забавных историй от актеров, которые работали с братьями. Эта книга — находка для всех, кто считает, что за всю историю кино не было снято ничего лучше «Большого Лебовски». А также для всех, кто хочет понять — почему есть люди, которые так считают. 

 

Познакомиться со всеми ипостасями Джонни Деппа 

Суини Тодд, Вилли Вонка, Безумный Шляпник, Одинокий рейнджер, Гриндевальд и, конечно, капитан Джек Воробей — вы точно знаете этих ребят. «Джонни Депп. Безумец с множеством лиц. Иллюстрированная биография» — настоящая «Черная жемчужина» для поклонников многоликого актера, режиссера, музыканта. Книга была создана к пятидесятилетию Деппа и содержит ретроспективу его фильмов от «Кошмара на улице Вязов» до «Мрачных теней». Вы сможете воочию увидеть, как Джонни перевоплощается в своих удивительных героев, как проходят съемки и что остается за кадром. Воспоминания близких друзей и коллег Деппа помогут узнать его таким, каким его не видят зрители. Многие архивные материалы публикуются впервые и станут настоящим откровением для фанатов. И, конечно, не можем не отметить эстетику книги: на каждой роскошной странице этого издания — Депп, Депп и еще раз Депп. Это ведь альбом по искусству.

 

Уолтер Мёрч «Искусство монтажа: путь фильма от первого кадра до кинотеатра»

Уолтер Мёрч, живая легенда Голливуда, обладатель трех Оскаров, впервые на русском языке издал свою легендарную книгу «In the blink of an eye». Более 30 лет она является одной из главных книг для кинематографистов и одновременно увлекательным гидом в мир кино для широкой публики. Специально для издательства «Бомбора» Мёрч дополнил и обновил свое произведение. 

С момента первого издания прошло 32 года — четверть истории кинематографа. За это время аналоговое кино превратилось в цифровое, но оскароносные принципы монтажа Мёрча до сих пор работают и используются профессионалами всего мира. В своей книге он рассказывает:

  • Почему монтаж работает? И как воздействие фильма на зрителей оправдано с точки зрения нейробиологии.
  • Какие формулы описывают идеальную кинокартину?

Русское издание дополнено ранее не публиковавшимися главами, где Уолтер Мёрч рассказывает о своем подходе к звуку в кино как метафоре.

Описывает как зарождалось авторское кино в Америке в 60е – 70е годы и как они втроем с Френсисом Фордом Копполой и Джорджем Лукасом создали легендарную киностудию American Zoetrope.

 «Это невероятная, но очень понятная экскурсия по трудностям и чудесам искусства монтажа, которое является, на мой взгляд, сердцем киноискусства. Глубина понимания этого процесса Уолтером Мёрчем поражает. Эта книга – обязательна к прочтению каждому, кто стремиться понять процесс создания фильмов». 

Джордж Лукас

«Эта небольшая книжка передает богатство знаний о тайнах рождения кино из самых первых рук. Я думаю, что это большая ценность не только для профессионалов кино, но и для всех влюбленных в кинематограф». 

 Фред Циннеман

«Первый раз я увидел Уолтера Мёрча, когда он уснул прямо на монтажной машине, проработав всю ночь над фильмом «Разговор». Это единственный монтажер, из всех кого я знаю, кто действительно «спит» со своими фильмами. А точнее, Уолтер заводит любовный роман с каждым фильмом, на котором работает. Эта книга – своего рода летопись страстей. И здесь он наконец-таки раскрывает некоторые интимные подробности своих романов» . Филип Кауфман

Уолтер Мёрч — блестящий рассказчик, который не только объясняет технические вопросы, но и вовлекает читателя в процесс и уверено проводит за кулисы создания фильма.   При этом, в книге представлен подробный глоссарий терминов, который делает книгу доступной для понимания самому широкому кругу любителей кино.

Удивительное мастерство автора, что в книге о тонкостях кинопроизводства он находит место и юмору. Например, Мерч рассказывает курьезную историю, случившуюся с Фрэнсисом Копполой на сведении звука для фильма «Люди дождя». Играя со «шпионской» авторучкой, кинорежиссер нечаянно разбрызгал слезоточивый газ в кабинете, где звукорежиссеры напряженно заканчивали фильм. До дедлайна три часа, а вся команда кашляет и плачет! Героическими усилиями работа была закончена в срок и фильм получил главный приз на фестивале в Сан-Себастьяне. 

Стоит отметить, что специально для российского издания Уолтер Мерч внес актуальные обновления и дополнения, в частности, они касаются особенностей монтажа и работы со звуком в кино в цифровую эпоху, а также влияние коронавируса на киноиндустрию.  

Отдельного внимания заслуживают главы, где Мёрч рассказывает о своем новом опыте работы на документальных фильмах, в этом стремительно развивающемся виде кинематографа.

Прочитав книгу, вы по-новому начнете смотреть кино, обращая внимание на тайный язык монтажа, и больше ценить мастерство, с которым фильм был создан — и ваше понимание фильма будет более полным и глубоким. 

Уолтер Мёрч — режиссер монтажа и саунд-дизайнер, работавший над культовыми фильмами «Разговор», «Крестный отец», «Апокалипсис сегодня», «Талантливый мистер Рипли», «Невыносимая легкость бытия», «Английский пациент», «Люди дождя», «Холодная гора», «Призрак». В своей карьере он сотрудничал с Джорджем Лукасом, Фредом Циннеманом, Филипом Кауфманом, Фрэнсисом Фордом Копполой. Кроме упомянутых трех Оскаров, Мёрч является обладателем трех премий британской киноакадемии BAFTA и единственным человеком, кому присудили награды и за звук, и за монтаж одного и того же фильма.

Переводчик: режиссер Лика Алексеева

 

Юлия Волкова, «Сними свой первый фильм! Мастер-классы от экспертов киноиндустрии, которые тоже были новичками»

Написать сценарий, презентовать идею, отснять материал, проснуться знаменитым — в каком порядке? Тринадцать экспертов киноиндустрии делятся своим опытом и дают советы тем, у кого при слове «кино» горят глаза, но пока еще трясутся руки.

Стать следующим Кристофером Ноланом или Андреем Звягинцевым куда проще, чем кажется! Снять свой собственный шедевр и показать его на большом экране, услышав море положительных отзывов, может даже человек, не имеющий опыта в кинопроизводстве — ведь истинные гиганты индустрии тоже не родились автоматически известными. Тем, кто только делает первые шаги на тернистом пути к кинопремиям, поможет книга Юлии Волковой «Сними свой первый фильм!».

Юлия — режиссер, сценарист, главный редактор портала Moviestart. Она побеседовала с тринадцатью профессионалами, успешно работающими в киноиндустрии, и каждый поделился своим собственным сводом правил, советов и рекомендаций. Об опыте съемок своего первого фильма расскажут сценарист, редактор, композитор, режиссер монтажа, художник-постановщик, продюсер, оператор, звукорежиссер, специалисты по питчингу и фестивальному кино. Среди экспертов:

  • Андрей Золотарев — сценарист фильмов «Лед» и «Лед 2», «Притяжение», «Призрак»
  • Владимир Хотиненко — режиссер фильмов «72 метра», «Мусульманин», «Поп», педагог и народный артист РФ
  • Елена Гликман — продюсер хитов «Питер FM», «Чайки», «Тариф новогодний» и «Плюс один»
  • Владимир Климов — оператор-постановщик фильмов «Вор», «Отец», «На край света»
  • Юрий Потеенко — композитор, четырежды лауреат премии «Золотой орел»
  • Вячеслав Рябков — член Ассоциации юристов России и сооснователь юридической компании Shatters, специализирующейся на кино

Каждый из них подскажет, с чего все-таки стоит начать, и научит верить в себя и в успех своего проекта даже тогда, когда никто не верит.

Книга «Сними свой первый фильм!» — это совместный проект издательства БОМБОРА и Молодежного центра Союза кинематографистов России. Через беседы с экспертами автор не просто дает советы новичкам, которые не знают, за что взяться. Для читателя раскладывается по полочкам вся киноиндустрия, и это шанс даже для далекого от кино человека понять, для чего после фильма делают такие длинные титры, как проходит питчинг и чем на самом деле занимается продюсер (спойлер: просто дать денег на съемки и отчалить в туман недостаточно).

Из книги вы узнаете:

  • почему не стоит бояться вносить правки в сценарий и переписывать его?
  • откуда звукорежиссеры берут звуки погони, ветра и шелеста травы?
  • какая профессия — самая важная в кино?
  • как написать логлайн и синопсис, чтобы покорить экспертов своим творческим замыслом?

Секреты продвижения и нюансы авторского права подробно разбираются на страницах книги, чтобы начинающие сценаристы и режиссеры не прятали в стол свои идеи, а зарабатывали на них. В качестве бонуса читателей ждет список полезных книг для начинающих кинематографистов и полезные чек-листы, которые помогут набросать портрет главного героя. Пора начинать уже сегодня.

 

Юлия Тупикина «Как разбудить в себе Шекспира. Драмтренировка для первой пьесы»

Практический учебник — драмтренировка, написанный Юлией Тупикиной, драматургом с 10-летним опытом. 85 творческих заданий помогут развить литературное мастерство и написать свою первую пьесу.

«Однажды просыпаешься и понимаешь: всё это никуда не годится. Надо что-то менять». Знакомо? Всем, кто хочет перемен, драматург Юлия Тупикина предлагает неожиданное творческое решение: написать пьесу.

Даже если вы никогда не рассматривали писательство и драматургию всерьез, автор приготовила не один аргумент, чтобы вы передумали. Современный театр любит новичков и открыт свежим идеям. Можно попробовать себя на драмконкурсах, а там и до постановок недалеко. Работая над пьесой, мы учимся создавать интересные истории из ничего, писать острые диалоги и придумывать ярких персонажей. А это пригодится в любой профессии с творческой составляющей.

Книга задумана как интенсивный курс и для новичков, и для тех, кто уже пишет. По нему можно работать и месяц, и год, и даже больше.

В теоретической части Юлия делится знаниями, которые помогут:

  • узнать, как бороться с ограничивающими убеждениями из серии «поздно начинать», «этим не заработаешь» и «мне нечего сказать миру» и другими;
  • познакомиться с главными принципами — секретами успеха писателей и драматургов: уязвимостью, наблюдательностью, противоречиями и т. д..;
  • понять, о чем и о ком писать, определиться, кого в пьесе будет больше: Диониса или Аполлона.
  • изучить структуру диалога и явление под названием «подтекст».

Выполнив практические упражнения, вы:

  • определите источники и форму личного вдохновения,
  • сформулируете тему и главный посыл будущей пьесы,
  • создадите персонажей, пропишите диалоги и монологи,
  • подготовите синопсис,
  • пополните писательский сундучок морем эссе и списков, которые, возможно, превратятся в пьесы и другие литературные формы.

В книге — 85 творческих заданий. Это много. Поэтому автор советует не торопиться и начинать с тех упражнений, которые хочется сделать прямо сейчас. Не переутомлять себя, но помнить: у теории есть только один способ быть полезной — стать практикой.

«Книга известного драматурга Юлии Тупикиной не просто может научить вас писать пьесы. Это книга-толчок, книга-мотиватор, которая заставит вас переосмыслить свою жизнь и — кто знает? — тоже превратит в драматурга», — Вера Сердечная, театральный критик, научный редактор книги. 

Юлия Тупикина — театральный и кинодраматург, драмтренер. Победитель драматургических конкурсов: «Золотая маска», «Кульминация», «Первая читка» и других. Соавтор сценария фильма «Довлатов» (реж. Алексей Герман-мл). Ученики Тупикиной уже становились лауреатами конкурсов «Кульминация» и «Любимовка».