Издательство "Бомбора" представляет: история российского шоубиза, рассказанная ключевыми фигурами его авансцены и закулисья


30 мая 2021   //   Культура

Михаил Марголис «Наше время. 30 уникальных интервью о том, кто, когда и как создавал нашу музыкальную сцену»

30-летняя история российского шоубиза, рассказанная ключевыми фигурами его авансцены и закулисья. В основе — десятки интервью, которые брал у звезд журналист Михаил Марголис с конца 80-х и по наши дни, включая последнее интервью с Игорем Тальковым и откровенные беседы с его супругой после убийства певца.

«Первобытный отечественный шоу-бизнес начала 90-х кого только не приманил: вчерашних комсомольских идеологов, детей советских партийцев, валютчиков и ребят из братвы, секретарш, манекенщиков, официанток. Это поле выглядело почти не паханным. Но теснота образовалась довольно скоро, а атмосфера в музыкальной среде стала отнюдь не травоядной».

Так говорит в предисловии к своей новой книге музыкальный журналист Михаил Марголис. Он писал о российской шоу-бизнесе с момента его зарождения и был непосредственным свидетелем его бурного становления: гламурно-криминальной, сенсационной, фантастической доинтернетной поры.

«Наше время» переносит читателя на 10, 20, 30 лет назад. Во времена, где Киркоров кичится скромностью, Меладзе — еще никому не известный певец, а Крутой живет в коммуналке с 86-летней старушкой. Во времена Линды и Децла. Во времена, когда русский рок вышел из кочегарок и хлынул в массы.

Марголис собрал интервью разных лет с Пугачевой, Гребенщиковым, Наминым, Айзеншписом, Кеосаяном и другими людьми, сделавшими наш шоу-бизнес таким, каким мы видим его сегодня. Эти беседы — свидетельства эпохи, прямая речь героев и очевидцев событий, от убийства Талькова до «крымских банов».

  • Как Евгений Леонов помог Крутому с первым московским жильем?
  • Откуда взялась странная Линда и что говорил прессе ее демиург Фадеев?
  • Что стало с «чипсовым» бизнесом Пугачевой и какие планы на творчество строила примадонна после развода с Киркоровым?
  • Почему Бондарчук считал, что видеоклипы долго не протянут? 
  • И как на «Новой волне — 2010» оказалась Земфира?

Книга ответит на эти и массу других вопросов, даст возможность «увидеть» и «услышать» живую речь тех, кто выстроил современную российскую сцену, сопоставить факты и выстроить свою картину происходившего.

Михаил Марголис — акула пера и один из самых крутых музыкальных журналистов России. Автор биографий Гарика Сукачева, групп «Машина времени» и «АукцЫон», Дианы Арбениной и других. Награжден премией «Чартова дюжина», лауреат премии «Овация». Работал постоянным музыкальным обозревателем газеты «Известия».

«Михаил Марголис написал уникальную книгу. В ней собраны свидетельства людей, которые, иногда сами того не подозревая, отвечали за духовное состояние целого народа в описываемую эпоху. Ведь именно их деятельность, их творчество, их мировоззрения формируют души людей. Совсем не зря раньше этот процесс назывался “культура”. То, что это теперь называется шоу-бизнесом, — интересная оговорка. Поэтому труд Михаила — бесценное свидетельство о времени, в которое мы живем».

— Борис Гребенщиков, музыкант, лидер группы «Аквариум»

 

Благодарим издательство за предоставленный отрывок из книги!

Джексониада: московские страсти вокруг мирового поп-короля

Любой наш амбициозный промоутер в ≪девяностые≫ мечтал (а некоторые и пытались) первым заманить в Россию мирового поп-короля Майкла Джексона. Теоретически на такое были способны все те же полдюжины фигур отечественного шоу-бизнес олигархата. Однако, в 1993-м произошла, пожалуй, самая ≪гоголевская≫ в летописи российского музыкального рынка история. Даже состоявшийся позже поединок ≪Квинты≫ и ≪Овации≫ несколько меркнет на ее фоне. Буквально из ниоткуда, как Хлестаков в доме Городничего, возникла фирма ≪Десса≫, занимавшаяся ≪поставками продовольственных товаров≫ (кто только в то время ими не занимался!) и объявила, что осенью 1993-го устроит сольник Джексона в Лужниках! Аферизм в России явление давнее и распространенное, а уж в первые постсоветские годы — почти обыденное. Поэтому люди из нашего музыкального мира сразу решили — это ≪разводка≫. Никакого Майкла ≪торгаши≫ из ≪Дессы≫ не привезут, а их заявление — в лучшем случае оригинальный способ рекламы, в худшем — лохотрон, дабы собрать деньги за билеты с доверчивых граждан и потом ≪свалить≫ заграницу. Между тем, Джексон (находившийся тогда на очередном пике своей популярности, хотя уже и вовлеченный в громкие скандалы) в октябре 1992-го впервые выступил на территории недавнего ≪соцлагеря≫ — в Бухаресте. И объявил, что через год начнет второю часть своего Dangerous World Tour концертами в Азии откуда (конкретно из Японии) проследует в Израиль. То бишь, полетит фактически вдоль российских просторов. Логистически ≪пит-стоп≫ в Москве выглядел вполне реально. Но финансово (да и по ряду других причин) казался неподъемным. Неподъемным даже для главных лиц нашего шоу-бизнеса, имевших ресурсы, опыт и определенные международные связи. Что уж говорить о выскочках их малоизвестной ≪продуктовой≫ фирмы (постепенно их стали называть ≪продавцами водки≫), которую представлял кинорежиссер Самвел Гаспаров, снявший в 1980-м ≪советский истерн≫ про гражданскую войну ≪Хлеб, золото, наган≫.

Тем не менее, чем ближе становилась дата (15 сентября 1993 года) джексоновского сейшена в Москве, тем больше появлялось от Гаспарова сотоварищи разных подробностей предстоящего события. С певцом приедет двести тонн багажа и 170 технических работников, сцену привезут из Тайваня, остановится Майкл в ≪Метрополе≫ и хочет увидеться со спикером российской Госдумы Русланом Хасбулатовым. Организаторы, в свою очередь, собираются отвезти его в Сергиев Посад — посмотреть на Лавру и монахов. И еще много-много всяких занимательных деталей. Я пообщался с Гаспаровым накануне прилета Джексона.

— Вам удалось лично поговорить с артистом?

— Да, я много контактирую с ним. Общаемся через переводчика. Пока, насколько я понял, он всем очень доволен. Кстати, когда кто-то из нас не общается с Майклом лично, он постоянно ведет переговоры с ≪Дессой≫ через своих адвокатов.

— Вы будете заниматься и обеспечением безопасности звезды в Москве?

— Нет, у него в охране только свои люди.

— Сколько уже продано билетов и гарантируете ли вы, что концерт состоится в срок?

— Продано более 70 процентов билетов, и, я почти уверен, шоу пройдет 15 сентября.

Последний вопрос в той ситуации был самым принципиальным. Даже когда Майкл приземлился в ≪Шереметьево≫ и пронесся по ночной Москве с кортежем из 15 автомобилей, ради чего перекрыли движение на Тверской, а народ на улице думал, что это глава какого-то большого государства ≪едет в Кремль встречаться с Ельциным≫. И когда ОМОН и милиция (на пару дней) оцепили ≪Метрополь≫, так, словно, в нем проводилась антитеррористическая операция (потом так же оцепили и Третьяковскую галерею, где целый день ожидали визита поп-идола), и даже когда продюсер мирового тура Джексона — Марсель Аврам ≪горячо поблагодарил компанию ≪Десса≫ за сотрудничество≫ и сказал, что ≪это единственная российская фирма, обратившаяся к нему в этом году с предложением провести концерт Джексона в Москве≫ (что было не совсем так), у многих оставались сомнения, что шоу состоится. Над Москвой еще и зарядили затяжные проливные дожди (≪Лужники≫ тогда не имели крыши), тысячи билетов на концерт раздавалась бесплатно, вроде, по причине благотворительности (важной для Джексона), но это настораживало, плюс появились слухи, что прилетел вообще не Майкл, а его двойник! А в день концерта в поездах метро на некоторых линиях (сейчас звучит как анекдот) периодически включали объявления, мол, в связи с неблагоприятными погодными условиями концерт Джексона может быть отменен. Я перечислил лишь несколько странных моментов, их было множество. В газете ≪Куранты≫, где я тогда работал, публикации об этой гастроли шли под рубрикой ≪Джексониада≫. Зрителей в ≪Лужниках≫ жестко обыскивали и запускали на трибуны за несколько часов до выхода Майкла. Люди стойко держались под проливным дождем, и когда стало совсем темно, время перевалило за 21:00, а Джексон все не появлялся, сомнения в том, что концерт состоится опять усилились (представляете, сомневались те, кто уже находились на трибунах!). Там произошла еще одна диковатая ситуация. Люди, купившие билеты, выложили за них немалые деньги. Но в связи с перечисленными выше ≪вбросами≫ информации о том, что концерта, может, и не будет, и в связи со скверной погодой, аншлага не получалось. Однако, немало народа приехали к Лужникам ≪на удачу≫. И в десятом часу вечера данную публику пустили на арену бесплатно! Вымокшие на трибунах зрители смотрели на этих ≪халявщиков≫ с двойственными чувствами: раздражением и... облегчением. Запуск ≪безбилетников≫ означал, что шоу все же начнется. Оно и началось... А ≪Десса≫, как довелось позже слышать, нешуточно ≪попала≫ с этим мероприятием, и никогда больше в российский шоу-бизнес не влезала.