К 60-летию Цоя в Манеже открылась выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя»


14 января 2022   //   Культура

15 января 2022 года в Москве в Центральном выставочном зале Манеж открывается выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя». Это первая выставка такого масштаба, посвященная герою, остающемуся актуальным как для тех, кто ходил на его концерты в 80-е, так и для современного поколения соцсетей. Проект приурочен к 60-летию со дня рождения Цоя, который будет отмечаться 21 июня 2022 года. 

Выставка будет работать до 15 апреля.

Подготовка к выставке длилась два с половиной года, в результате впервые за 30 лет со дня смерти Виктора Цоя был собран единый архив фото и видеоматериалов, каталог художественных работ, артефактов и личных вещей. Проект организован бюро Planet9 при участии родных и близких Цоя, а также большого коллектива продюсеров, архитекторов и мультимедиа специалистов.  Проект проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, а также при поддержке Правительства Москвы. Выставочным партнёром является РОСИЗО.

Проведение уникальной выставки стало возможным благодаря семье Виктора – отцу Роберту Максимовичу Цою и сыну Александру Цою, а также его ближайшему окружению, музыкантам-друзьям, коллекционерам и фанатам. В Манеже на площади 3 тысячи квадратных метров построено 11 залов. 

Авторы выставки показывают Цоя не только как музыканта, им удалось воссоздать весь путь героя, от застенчивого мальчишки до кумира нескольких поколений. При этом экспозиция организована не хронологически, а по темам — музыка, кино, поэзия, изобразительное искусство — и представляет собой уникальное собрание артефактов, связанных с жизнью Виктора Цоя и переданных выставке для экспонирования его семьей и частными коллекционерами: гитары, черновики, личные письма, фотографии, сценические костюмы, картины разных лет. Всего на выставке представлено более 300 экспонатов.

Выставка предполагает совмещение индивидуального, синхронизированного с видеорядом, аудио-сопровождения и геопозиции зрителя в пространстве Манежа. Каждому посетителю на входе будут выдаваться специальное индивидуальное аудиооборудование.

Александр Цой, креативный продюсер проекта: «Это удивительно, но этой выставкой я горжусь не меньше, чем возвращением группы Кино на сцену. Хотя для выставки я сделал гораздо меньше, вообще главным образом я не мешал Агнии Стерлиговой и Александру Кармаеву из Planet9. Их видение и их подход к делу как раз того высокого уровня, который я ищу для проектов про и вокруг отца». 

Агния Стерлигова (автор идеи и продюсер, основатель и генеральный директор Planet 9): «Мы создали выставку в жанре биографического фильма. Некоторые залы в экспозиции посвящены фильмам, в которых играл Виктор Цой, в других эти фильмы используются в виде фрагментов, а один зал превращен в съемочную площадку неснятого кино «Цитадель смерти», последнего и неосуществленного проекта Цоя. 

Хочу вспомнить, как зародилась идея: я наблюдала, как мой муж вместе со взрослой дочерью на кухне играли на гитаре и пели песню “Кукушка”, и я отчетливо увидела идею будущей выставки — для людей разных поколений, для которых Цой может быть героем. Я поняла, что пришло время поговорить о нем. Потом были два с половиной года работы с командой… что касается моего любимого экспоната, то, наверное, это кассета, которую нам предоставил Виталий Колгин, автор книг о “Кино”. Это кассета группы “Новые композиторы”, которая играла в автомобиле Виктора в тот самый день…»

Александр Кармаев  (автор идеи и продюсер, управляющий партнёр Planet9): «Этот проект прежде всего интересен тем, что в нем большое количество вещей сделано впервые. Впервые столько друзей, коллекционеров, членов семьи, продюсеров и кураторов собрались вместе, чтобы сделать один продукт. Также впервые с момента смерти Цоя за 30 лет собран уникальный архив. Показанное на выставке — лишь малая часть из того, что мы описали, систематизировали и собрали в каталог. Это чрезвычайно важно для тех, кто дальше планирует заниматься исследованием творчества Цоя, да и просто для его поклонников. 

Также впервые так много внимания уделено связи Цоя с международным комьюнити, его творческим планам в Европе и Америке; впервые в одном месте собраны воспоминания, материалы и артефакты Джоанны Стингрей, Жоэля Бастинера и Рашида Нугманова, международной команды проекта. Что касается формы — это первая в России выставка-байопик, посвященная музыканту, где бы соединялась сценография, огромное количество контента, артефакты и технологии».

Дмитрий Мишенин, автор концепции и куратор: «Выставка уникальна тем, что собрала практически все материальное, вещественное, настоящее, что есть в этом мире от Виктора Цоя. И самое главное,  нам удалось показать Цоя как большого художника, как кинозвезду, как обычного человека, например, туриста. Мы максимально попытались раскрыть его личность. Все, что нам надо знать о Викторе — уже есть в его песнях, мы должны испариться и оставить вас наедине с героем. Очевидно, что Виктор Цой жив, и даже спустя 30 лет он собрал нас здесь. Эта выставка —  визуализация самого популярного граффити в нашей стране “Цой жив!”»

Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив: «Выставка-байопик Виктор Цой. Путь героя» — один из проектов, поддержанных Президентским фондом культурных инициатив в первом конкурсе. Эксперты высоко оценили проект, заявка прошла 3 независимые оценки, в итоге идея выставки получила грант почти в 37 млн рублей. Сегодня мы видим, какая масштабная работа проведена его авторами и партнерами для того, чтобы разные поколения людей смогли погрузиться в творчество Виктора Цоя, открыть для себя это имя по-новому. Важно, что творчество Цоя и сегодня интересно не только взрослым, его песни слушает молодое поколение. Успел  ознакомиться с выставкой, ее масштаб поражает, уверен, что посетители будут возвращаться сюда по несколько раз, чтобы все прослушать, просмотреть, прочитать, потому что каждый экспонат, представленный здесь — уникален».

Ольга Галактионова, генеральный директор музейно-выставочного центра "РОСИЗО”: «Проект полностью соответствует новой стратегии РОСИЗО, суть которой в междисциплинарном художественном и партнёрском диалоге. РОСИЗО представляет в проекте зал “Искусство”, в котором представлено 76 художественных работ Виктора Цоя. РОСИЗО первая государственная институция, в фондах которой представлена работа Виктора Цоя. За этот дар благодарим Александра Цоя, который подарил РОСИЗО работу, которую представлена в экспозиции. Рады быть участниками этого проекта , так как именно благодаря ему становится понятно, что  Виктор Цой не только герой нашего времени, но и просто настоящий герой».

В зале «Камчатка» представлен виртуальный атмосферный вариант одноименной котельной, в которой Цой перелопатил тонны угля. Она стала символом его жизненного пути, а со временем превратилась в наглядную метафору. И едва ли кто-то поверил бы в реальность его работы кочегаром, если бы этот факт не был многократно запечатлен на пленке и подтвержден десятками свидетелей. Такая работа означала невысокий социальный статус, но именно она стала для Цоя трамплином, точкой старта его славы.

Кочегарка (позже получившая неформальное название «Камчатка») — это котельная при женском общежитии Первого строительного треста г. Ленинграда. Виктор Цой начал работать там в 1986 году, предварительно окончив курсы кочегаров. Его привлекал график работы — сутки через трое, который позволял ему зарабатывать на жизнь и в то же время не отвлекаться от создания песен, репетиций, концертов.

В зале «Фонотека» можно ознакомиться с полным музыкальным собранием группы «Кино», увидеть кассеты с подписью Цоя, узнать об оформлении альбомов, увидеть, как рождались песни из строчек в блокноте. На стене проецируются подлинные черновики с текстами песен.

В зале также выставлены гитары Цоя: черная электрогитара Kramer Ferrington, приобретенная в США в 1989 году, черная гитара Alvarez Yairi YD-88 с инкрустацией перламутром по корпусу, подаренная Виктору Цою музыкантом японской группы Southern All Stars Кейсуке Кувата во время поездки в Японию в 1990 году, а также концертная гитара Виктора Цоя Washburn EA-20 Festival series, купленная в 1989 году в Yamaha Guitar Center в Лос-Анджелесе.

В зале «Планетарий» с созвездиями из названий песен группы “Кино” можно увидеть контент, связанный с друзьями и близкими Цоя: Юрием Айзеншписом, Юрием Белишкиным, Сергеем Бугаевым, Алексеем Вишней, Борисом Гребенщиковым, Георгием Гурьяновым, Юрием Каспаряном, Андреем Крисановым, Сергеем Курехиным, Александром Липницким, Михаилом Науменко, Джоанной Стингрей и другими. Над всем пространством, разумеется, горит Звезда по имени Солнце.

В части экспозиции (зал «Стиль»), посвященной стилю музыканта, представлены костюмы разного времени — кожаный плащ из фильма «Асса», куртка из фильма «Игла».

На раннем этапе своего музыкального пути Цой увлекался музыкой The Beatles и Дэвида Боуи, а потому на первых концертах в Ленинградском рок-клубе выступал в достаточно романтичных образах — блузках с жабо, бархатных штанах, лайковых перчатках, шейных платках. Все это он шил себе сам. Однако в дальнейшем по пути экстравагантных сценических образов он не пошел. Обычное и скучное его тоже не устраивало, поэтому Цой постоянно украшал свою одежду различными аксессуарами. 

Бунтарский дух Цоя проявлялся во внешнем облике и сделал его иконой стиля. Прическа в стиле маллет под Дэвида Боуи или Пола Маккартни. Растянутая майка, черные широкие рубашки, бомбер, кожаная куртка, джинсы-бананы, белые кроссовки. В одежде Виктор увлекался эстетикой протеста, но оставался элегантным. Он мог сочетать мужественность с иронией, бросать вызов серости и объединять гармоничность с дерзостью. В движениях использовал свою спортивную пластику, подражая Брюсу Ли. После гибели Цоя все его личные вещи были сложены в коробки и не открывались до этого момента более 30 лет. 

Зал «Игла» полностью посвящен съемкам одноименного фильма. Впервые музыкант появился на экране в документальном фильме Рашида Нугманова о ленинградском рок-клубе. В картине «Рок» Алексея Учителя можно увидеть интервью с Цоем, записанное в той самой котельной «Камчатка».

В полнометражном фильме «Игла» Рашида Нугманова Цой сыграл Моро — молодого человека, пытающегося спасти свою подругу Дину от наркозависимости. Там же музыкант выступил как композитор. После выхода картины многие утверждали, что Виктор рожден для кино. Сразу в нескольких странах под него начали готовить кастинги и пробы, которые должны были проходить с октября 1990 года по июнь 1992 года.

В «Игле» у Виктора Цоя можно увидеть небольшие часы с белым циферблатом. Журналист Виталий Калгин утверждал, что эту модель — GB709 Swatch - 1987 Classic Two — музыкант носил постоянно. Именно эти часы были на руке Цоя в последний день жизни. По словам Калгина, в момент аварии они не остановились и продолжают идти по сей день…

На выставке работ Цоя-художника (зал “Искусство” выполнен в стилистике классического галерейного пространства) можно увидеть 76 графических и живописных работ Виктора Цоя, в которых он изображал фантастический̆ и «неоакадемический» мир будущего, наполненный̆ то разрушенными античными статуями, то  сверхзвуковыми самолетами и супер-героями. Цой писал их на кухонных клеенках, тетрадных листах, бумаге для печатной̆ машинки, картоне, фотографиях и полиэтилене. 

Тут можно увидеть работу Цоя «Картину написать не успел» (1988), которую предоставил Ринад Ахмедчин, этюд «Новый мир» (1990), принадлежащий Андрею Деллосу, а так же «Дуэль», написанную на кухонной клеенке (1988), «Поцелуй» (1985), «Юрику от брата» (подарок Юрию Каспаряну), «Седьмое небо» (1985), «Рыбалка», выполненную на упаковочном поролоне (1989) и другие работы, переданные коллекционерами. Цой был полноправным членом ленинградской «Новой академии» Тимура Новикова.

Александр Гарез, международный продюсер выставки: «Благодаря усилиям тех, кто сумел разглядеть потенциал Цоя, Виктору и за пределами России удалось проявить разные грани своих талантов, а не только выступать на сцене. Интерес к Цой в конце 80-х вышел далеко за пределы СССР».

Важную роль в продвижении Виктора в Японии и США сыграла Джоанна Стингрей. Именно она показала ему, где проходят границы понимания американской аудитории, поэтому Виктор сразу отказался от идеи переводить свои песни на английский. Искренность и открытость американцев обеспечили ему не только интересные знакомства, но и детскую радость от полноценных американских каникул, посещения Диснейленда и погружения в мир любимых им комиксов. Во Франции же Цоя стали приглашать на кастинги крупнобюджетных фильмов, которые должны были запускаться в 1990–1991 годах. В зале «Открытие Америки» можно увидеть заграничные паспорта Цоя, билет на самолет Pan American, видеохронику, которую снимал Виктор в поездках, и даже банку супа Campbell`s с автографом Энди Уорхола специально для Виктора Цоя, привезенную Джоанной Стингрей из США (1985).

«Цитадель смерти» — рабочее название неснятого фильма Рашида Нугманова, сценарий которого был написан специально под Виктора Цоя как продолжение приключений Моро из «Иглы». Этот фильм в жанре киберпанк должен был стать сенсационным советско-американским проектом. С американской стороны в нем участвовали известный продюсер Эд Прессман, в качестве сопродюсера — Тони Саффорд, а сценарий был написан Уильямом Гибсоном, писателем-фантастом основателем стиля киберпанк, сценаристом фильма «Джонни-мнемоник» (1995). Съемки «Цитадели смерти» должны были начаться в сентябре 1990 года. После трагической гибели Виктора Цоя буквально за месяц до назначенной даты съемок проект был закрыт. В одноименном зале представлены декорации неснятого фильма.

В центре зала построена диорама — Дворцовая площадь. Вокруг — баррикады, колючая проволока и следы от взрывов. Голос режиссера будет погружать в фильм, который так и не был снят и который должен был стать новым витком в международной карьере артиста.

Тексты к выставке и в каталоге написаны французским дипломатом и писателем Жоэлем Бастинером, другом Виктора, который издал его пластинку во Франции в 1989 году. Свои архивы передала также популяризатор советской и постсоветской рок-культуры на Западе Джоанна Стингрей (США).

Жоэль Бастнинер: «Выставка задумана как хроника становления Героя. Цой-актер свел в одну систему координат Джеймса Дина и Брюса Ли, в музыке он перемешал стилистику и звучание поп-идолов новой волны и Ленинградского рок-клуба, в живописи оказался преемником уличного искусства Кита Харинга и Жана-Мишеля Баския. Все это сделало его значимой фигурой в международном культурном пространстве, а потому интерес к нему только растет».

  • Авторы идеи, продюсеры: Агния Стерлигова и Александр Кармаев, Planet9 
  • Автор концепции, куратор: Дмитрий Мишенин
  • Сопродюсер: Валерия Халгаш (Великобритания) 
  • Креативный продюсер: Александр Цой 
  • Международный продюсер: Александр Гарез (Франция)
  • Сокураторы залов «Игла/Игла Remix» и «Цитадель смерти»: Рашид Нугманов (Франция) и арт-группа Doping Pong
  • Сокуратор зала «Открытие Америки»: Джоанна Стингрей (США)
  • Консультант проекта: Виталий Калгин
  • Вводные тексты: Жоэль Бастенер (Франция)

Проект проходит при поддержке сервисов Яндекс. Go, Яндекс Плюс и Яндекс.Афиша. Подписчикам Яндекса Плюса доступны особые преимущества на протяжении работы выставки – отдельный гардероб, аудиогиды без очереди, 10% скидка на каталог выставки и 10% кешбэка баллами Плюса при покупке билетов.