В Музее Москвы открывается персональная выставка российского художника, моряка, поэта и путешественника Александра Пономарева


06 июня 2022   //   Культура

8 июня в Музее Москвы откроется выставка Александра Пономарева «Без берегов». Александр Пономарев — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции.

Выставка «Без берегов» пройдет в Музее Москвы в год 65-летия художника. Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству. Работы и проекты Пономарева часто связаны с морем, а главные средства его художественного самовыражения — это стихии воды, воздуха, земли и энергии пространства. Непрерывный ритм моря, мощь океана, нескончаемая смена приливов и угрюмое движение ледников являются для художника символами вечности и метафорой безвременья, к которым он постоянно обращается в своем творчестве. Весь мир знает Александра Пономарева как автора проектов в самых неожиданных местах. Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами.

«Получив высшее морское и инженерное образование, Пономарев “ходил за три моря” в качестве офицера плавсостава на кораблях, судах и подводных лодках и лишь потом пустился в творческое и, возможно, более беспокойное — путешествие художника. В своих текстах и интервью Пономарев подчеркивает, что в обеих ипостасях старался покорить пространство и черпать вдохновение как из стихий огня, воды, воздуха и света, так и из взаимоотношений с плодами рук человеческих, будь то остов покинутого корабля или конструкция музейной инсталляции. Система эстетических взглядов Пономарева оформилась под влиянием встреч с порванными тросами, ржавыми кабестанами и гниющими палубами в закрытых корабельных стоянках Балтийского моря в середине 1990-х годов. Он фотографировал эти останки, группировал их в композиции, иногда красил заново, чтобы дать им новую жизнь или, как он это формулирует, морское перерождение», — пишет искусствовед, славист, исследователь русского авангарда, куратор Джон Боулт.

Выставка «Без берегов» даст представление о системе координат художника и возможность сфокусироваться на важных для него сложных site-specific инсталляциях. Также посетители смогут увидеть рисунки из морских экспедиций, видеоинсталляции и фотографии. 

«Название выставки напрямую связано с тем, как я определяю свое творчество — оно и правда без берегов. Я плыву по океану различных мультивселенных и в прямом и в обратном направлении. Иногда я нахожусь в реальном океане как организатор или участник научных и художественных экспедиций, а иногда — в разумном океане как герои “Соляриса”Тарковского. Это одновременно странное и сложное пространство, путешествие по которому помогает создавать образы и видеть целостность мира», — отмечает художник Александр Пономарев. 

На выставке в Музее Москвы будут представлены три масштабных инсталляции — две в выставочном зале музея и одна во дворе. Под открытым небом будет установлен «Икар» или «Понолет», который напоминает орнитоптер «Летатлин» Владимира Татлина, тоже моряка и художника. Эта гигантская железно-цементная птица была создана художником специально для выставки. Для Александра Пономарева, как и для Татлина, эстетическая составляющая придуманных им аппаратов обладает большей энергией, нежели технические характеристики — художественное видение вытесняет практическую полезность конструкций. «Икар»никогда не сможет взлететь, но благодаря своей минимальной материальности, полому фюзеляжу и узким крыльям, аппарат производит впечатление чего-то неустойчивого и летучего — передает эффект не присутствия, а отсутствия. 

В залах музея появятся две инсталляции с кораблями. Покрытое льдом судно Concordia, впервые представленное в павильоне Антарктиды в Венеции в 2014 году, и инсталляция «Теория струн» — перевернутый корабль, корпус которого сделан из специального бетона, замешанного на вулканическом пепле. Также в экспозиции посетители впервые увидят 12-метровое керамическое панно с древнеегипетскими текстами и рисунками — подобное панно находится в основании легендарной инсталляции «Уроборос», сделанной в 2021 году для выставки современного искусства Forever is Now и установленное на плато Гиза. «Уроборос» — метафора бесконечности человеческой жизни. 

Александр Пономарев родилcя в 1957 году в Днепропетровске. Окончил школу изобразительных искусств в Орле в 1973 году, а в 1979 — Высшее инженерно-морское училище в Одессе. В середине 1980-х оставил морскую службу и полностью посвятил себя творчеству. К концу десятилетия стал известен как автор масштабных полотен, созданных по образцу морских карт. 

Работы Александра Пономарева демонстрировались в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Лувре, Центре Жоржа Помпиду, Национальном музее Сингапура и в других российских и зарубежных музеях.

В 1998 году сложнейшая инсталляция  «Дыхание океана» с художественными подводными объектами «cубмобилями» была представлена на ЭКСПО-98 в Лиссабоне, в 2007-м году Александр Пономарев вошел в число художников, представлявших Россию на Венецианской биеннале современного искусства в национальном павильоне России (куратор — Ольга Свиблова). Среди его работ: специальные проекты на Венецианской биеннале в 2009 году (прибытие  артистической подводной лодки в Гранд-канал — проект SubTiziano) и в 2011 году (проект One of a Thousand Ways to Defeat Entropy), павильон Антарктиды в 2014 году совместно с куратором Надимом Самманом и выставка по итогам Антарктической биеннале в 2017 году. 

Пономарев стал автором идеи первой Биеннале современного искусства в Антарктиде и совместно с ближайшими соратниками и международной командой в 2017 году совершил первое художественное плавание к ледяному континенту.

Работы Александра Пономарева находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственного центра современного искусства (Москва), Музея изобразительных искусств (Екатеринбург), Центра Помпиду (Париж, Франция), в собственности Министерства древностей в Египте, а также в собраниях других музеев и частных коллекциях.

Александр Пономарев член-корреспондент Российской академии художеств, офицер ордена Искусств и литературы Франции. 

Соорганизаторы: Центр Искусства Свободных Стихий Александра Пономарева, «Аэроэлектромаш», Научно-производственный центр специальных материалов «Атлант», Крокин галерея, Архитектурная мастерская Алексея Козыря, Kerama Marazzi, Surface Lab, Бюро проектирования холода «Пифагор».

Особая благодарность: Валерий Захаренков, Марина Лошак.

На выставке представлены произведения из коллекций Наталии Опалевой, Андрея Чеглакова, Ларисы Новиковой, Марко Сантандреа

Тексты: Джон Боулт, Александр Секацкий.

Благодарности: Владимир Федунов, Алексей Ручьев, Ахмет Кагиров, Алексей Козырь, Илья Бабак, Алена Иванова-Йохансон, Борис Малышев, Валентин Паршин, Геннадий Кудрявцев, Любовь Кудрявцева, Андрей Хохлов, Дмитрий Ромахин, Максим Некрасов, Наталья Шпота, Рудомиль Шаимов, Алимардон Атамуратов, Иван Фомин, Иван Морозов, Чифан Ягубский.

Даты проведения: 8 июня — 31 июля 2022

Место проведения: Зубовский бульвар, 2, первый корпус, Музей Москвы

Какая глубина? Где дно?, 2005. Александр Пономарев. Художественный объект

Память воды, 2002. Александр Пономарев. Инсталляция.

Нарцисс, 2006. Александр Пономарев. Видеоинсталляция  

Майя.  Потерянный остров, 2000. Александр Пономарев. Акция