В Музеях Московского Кремля завершили реставрацию иконы «Страшный суд»


17 июля 2025   //   Культура

В Музеях Московского Кремля завершилась многолетняя реставрация иконы «Страшный суд» из собрания Успенского собора. На протяжении многих десятилетий икона находилась в иконостасе возле южной стены Успенского собора.

«В 2016 году икона "Страшный суд", которая находилась здесь, в Успенском соборе, в южном пристенном иконостасе, попала на реставрацию. Это была плановая масштабная реставрация. Последние реставрационные работы, которым подвергалась икона, проходили в 20-е годы XX столетия», - отметила генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Ведущий художник-реставратор Лариса Гущина на протяжении почти девяти лет кропотливой работала над раскрытием иконы, бережно сохраняя остатки авторской живописи. Проведение работы и исследования дали богатый материал для продолжения научного изучения памятника. Так при проведении исследований живописи иконы в инфракрасном и рентгеновском спектре были обнаружены ранее неизвестные фрагменты авторской живописи, скрытые при поздних поновлениях памятника.

Как отметила художник-реставратор высшей категории Елена Юдина, реставрация выполнена на высочайшем научном уровне с использованием современных методик и средств.

«Все решения принимались коллегиально на реставрационных советах и реставрационных комиссиях. Теперь, когда икона раскрыта, мы в полной мере можем судить о колорите и характере живописи, о сохранности красочного слоя, а также об истории бытования памятника, изучая этапы его поновления», - сказала Елена Юдина.

Завершение работ по реставрации иконы подтвердило предположение исследователей о ее принадлежности к искусству Московского княжества рубежа XIV-XV столетий. Сейчас исследователи Музеев Московского Кремля могут с уверенностью сказать, что образ из Успенского собора – один из самых ранних примеров в русской иконописи обращения к теме «Страшного суда», сохранившихся до настоящего времени. Кроме того, икона, по всей видимости, являлась одним из главных иконографических прототипов аналогичной сцены в росписи 1408 года в Успенском соборе города Владимира, авторами которой были Даниил Черный и Андрей Рублев.