«Frame Break» Натальи Смолянской в Галерее RuArts


12 мая 2011   //   Культура

Наталья Смолянская
Frame Break
25 мая – 2 июля 2011

Живопись, графика, коллаж, видео
Вернисаж: 24 мая, вторник, 19.00 – 22.00
Вход по приглашениям или предварительной аккредитации.

У Малевича и его современников из объединений “Bauhaus” и “De Stijl” Наталья Смолянская берет два основных цвета – черный и красный. С их помощью авангардисты передавали динамику пространственного расположения объектов. Эти цвета, однако, используются Смолянской для того, чтобы запечатлеть эмоции, чуждые эпохе, в которой были открыты их универсальные возможности. Выставка “Frame Break” повествует об одиночестве, кризисе, социальной и психологической раме (“frame”) и попытках выхода за ее пределы (“break”).

Рама и в авангарде воспринималась как враг искусства, поскольку оформляла иллюзорное пространство традиционной картины. Отсюда стремление либо отменить ее совсем, либо трансформировать согласно задачам картины, сделать логичным продолжением полотна (что ярче всего проявлялось в самодельных рамах Джакомо Баллы). У Натальи Смолянской рама осмыслена не как предмет оформления картины, а как невидимая граница между произведением и реальностью. Центральными для выставки объектами становятся свободно стоящие в пространстве картины на прозрачной пластмассе, к которым с помощью магнитов крепятся супрематические элементы – прямоугольники и квадраты. Благодаря прозрачной основе абстрактные фигуры, отдаленно напоминающие персонажей “Танца” Анри Матисса, освобождаются от давления рамы и повисают в воздухе. Их положение в пространстве не зафиксировано нейтральным или натуралистическим фоном. К тому же, они отбрасывают реальную, а не нарисованную тень, что сближает их со скульптурой, но не настолько, чтобы придать физический вес и лишить экспрессивной легкости.

Основой для графичных конструкций послужил опыт работы с Анной Кузнецовой из ныне распавшейся группы “Слепые”, работавшей в редком для России поле современного танца. В качестве сценографа и постановщика Наталья Смолянская сделала два перформанса – “Перекресток” и “Сестра”. Опыт работы с театральным пространством угадывается в использовании мобильных элементов, с помощью которых композиция работ может быть изменена и исправлена в зависимости от настроения художника. Впервые, однако, эти приемы Смолянская использовала еще в ранних работах, созданных для выставок группы "Полигон". В постановках Смолянской у танцовщицы возникает двойник – тень или кукла-”сестра” – выступающий в качестве символического и обобщенного отображения "другой жизни" оригинала. Это драматичный взгляд на вечную тему художника и модели, вернее, художника и произведения, внутренних переживаний, застывающих в неизменной форме. Главная

задача фигур на выставке “Frame Break” состоит в том, чтобы уйти от определенности объекта и застывшего чувства. Они как будто уворачиваются от пространственных

ограничений, выбирая постоянное движение. Это особенно ощущается при взгляде на графику Смолянской, где перед нами – своеобразные раскадровки перформансов.

Футуристы, влюбленные в технику, живописали “динамизм” автомобиля, поезда или самолета. Наталье Смолянской ближе лирика. У нее, скорее, “динамизм утраты” – утраты твердой почвы под ногами, баланса и спокойствия. Фигуры Смолянской не встают в героические позы, они всегда наклонены, как будто изображены в момент падения. Супрематические элементы, которые когда-то были символами освобождения искусства от диктата реальности, в работах Смолянской играют двойную, даже взаимоисключающую роль. Они ограничивают фигуры, давят, скрывают фрагменты тел. С другой стороны, именно им суждено выйти за пределы прозрачных картин и устремиться в реальность. Может быть, они, сломав раму, послужат для персонажей Смолянской спасительной лестницей в мир.

В. Дьяконов

Биография

Художник и теоретик

Получила художественное образование в Московском Полиграфическом институте,

Член Союза художников – с 1983 г.,

участвует в выставках с 1982 г.

Руководит программой «Утрата оснований и авангард: обдумывая языки искусства» в Международном Философском Колледже, Париж

Избранные собрания:

Третьяковская галерея

 Русский Музей

 Вологодская государственная картинная галерея

Частные собрания в Германии, Дании, Италии, Франции, США, Австрии, Финляндии, России

Персональные выставки:

2003 «Знаки пространства» Галерея «Манеж», Москва

1998 выставка в библио-центре «Панглосс», Москва

1993 Галерея "А 3", Москва

1993 Восточная Галерея «Полигон-3», совместно с Е.Гором

1990 совместно с И. Энтиной. Галерея "Арбат", Москва

Избранные групповые выставки:

1982-90 XIV-XIX молодежные выставки

1987, 1988 выставки Первого творческого объединения московских художников, "Каширка", Москва; Дом художника на Кузнецком мосту, Москва

1988 “Neuvostoluton nuorta taidetta". Турку, Финляндия

1988 "Лабиринт". Дворец молодежи, Москва

1988 «Новое советское искусство», Милан, Италия

1988 «Современное советское искусство», галерея Balderskild, Копенгаген, Дания

1988 Выставка современного советского искусства в Японии

1989 "Коллекция-89". Хельсинки, Финляндия

1989-90 "Red and White". Варшава. Польша; Амстердам, Нидерланды

1990 "Логика парадокса". Дворец молодежи, Москва

1991 « Метафизика в искусстве», галерея "Отсо", Хельсинки, Финляндия (совместно с И.Ганиковским, Ю.Злотниковым, А.Камелиным, И.Табенкиным).

Выставки группы “Полигон”

1990 “Полигон”. “Каширка”, Москва

1991 “Полигон-2”. Дворец молодежи, Москва

1993 “Полигон-3”. Восточная галерея, Москва

1993 выставка-акция в Театре на Таганке в связи с реконструкцией оперы «Победа над Солнцем» (Матюшин, Малевич, Крученых, 1913 г.)

1994 “Полигон-4”. Проект “Памятники”. ЦДХ, Москва

1995-96 “Полигон” в Бельгии. Проект “Трансформеры”. Культурный центр Gildhof, Тилт; Strombeek-Bewer, Брюссель; Berghem, Антверпен; Куртрэ

Участие в музейных выставках:

2001 г. «Абстракция в России», Русский Музей, Санкт-Петербург

2003 г. «Московская абстракция», Государственная Третьяковская Галерея, Москва

2005 г. «Коллаж в России», Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург.

2007 г. «Приключения квадрата», Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург.

2009 -III Московская Биеннале Современного искусства, Третьяковская Галерея, выставка «Не игрушки»

Перформансы (концептуальная работа и сценография)

1997 - 2003 "Сестра" (совместно с группой "Слепые" – А.Кузнецова, А. Маргорин). Мастерская Б. Марковникова, Москва; галерея «Феникс», культурный центр «Дом», галерея «Сэм Брук».
2003 «Перекресток» (совместно с группой «Слепые», видео Кирилл Челушкин, музыка Кузьма Марковников), галерея Сэм Брук

2009 «La pou/pée» (танцовщица Барбара Элиаск), Бразилия-Франция.