Сокровищница Медичи в Московском Кремле
С течением времени великолепная коллекция Медичи оказалась рассеянной по разным музеям Флоренции – большая ее часть хранится ныне в Музее серебра палаццо Питти, а также в Национальном музее Барджелло, галерее Палатина, Национальном археологическом музее, галерее Уффици и Музее флорентийской мозаики. Все они объединились в рамках впечатляющего выставочного проекта Музеев Кремля, чтобы дать российским зрителям наиболее полное представление о блеске и великолепии двора Медичи. Никогда прежде в нашей стране не проводилось выставок такого уровня, посвященных итальянскому декоративно-прикладному искусству. Нынешняя экспозиция – часть программы «Королевские и императорские сокровищницы в Кремле», осуществляемой Музеями Московского Кремля с 2004 года, и приурочена к году русского языка и русской культуры в Италии и году итальянского языка и итальянской культуры в России.
Представители династии Медичи управляли Флоренцией с XV по XVIII вв. Восхождение семейства к вершинам власти началось с Козимо Старшего, который сумел подчинить себе весь город, даже не будучи признанным его официальным главой. Времена правления Козимо, а позже – его внука Лоренцо, прозванного Великолепным, стали золотым веком Флоренции, превратившейся в один из главных центров итальянского Возрождения. Власть Медичи ненадолго прервалась после смерти Лоренцо, но уже в первом десятилетии XVI века династия вернулась на утраченные позиции. При помощи императора Карла V, Медичи получили звание великих герцогов и продолжали в таком качестве управлять Флоренцией (а впоследствии и всей Тосканой) на протяжении последующих двухсот лет. Только в XVII в. авторитет их стал ослабевать, а случайная смерть не оставившего наследников Джан Гастоне, последнего представителя семейства, оборвала династическую линию.
Доменико Компаньи, прозванный Доменико деи Камеи
Портреты Козимо I Медичи и Элеоноры Толедской,
Агат и золото,
диаметр мм 37***
Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра
Начало коллекции Медичи было положено еще при Джованни ди Биччи, отце Козимо Старшего. Страсть к собирательству унаследовали и все последующие поколения. Не имеющие возможности похвастаться высоким происхождением (по преданию, они вели свой род от придворного врача Карла Великого), Медичи осознавали, что обладание изысканными и ценными вещами укрепляет их статус, демонстрируя образованность и просвещенность владельцев, и, как следствие, способствует упрочению политической власти. Сокровищница Медичи включает в себя хрустальные кубки, ценнейшие античные сосуды и камеи, монеты и медали, драгоценные вазы, предметы из слоновой кости с тончайшей резьбой, мелкую пластику из бронзы, причудливые скульптуры из раковин, кубки-наутилусы в драгоценной оправе, всевозможные украшения. Эта известная во всем мире коллекция стала образцом для последующих правителей-коллекционеров, своего рода «протомузеем» и прообразом будущих европейских кунсткамер.
Посетители выставки в Музеях Кремля смогут увидеть лучшие вещи, тщательно отобранные из собрания флорентийских властителей, проследить за становлением и развитием коллекции. Экспозиция будет развернута в хронологическом порядке, представляя собирательские интересы Медичи, начиная с Лоренцо Великолепного и заканчивая Анной Марией Луизой, передавшей Флоренции родовые сокровища с условием, что они никогда не покинут города. Показанные на выставке предметы, связанные с конкретными представителями династии, не только важны как произведения искусства, но являются ценными историческими свидетельствами, позволяющими проникнуть в характер их владельцев и лучше понять историческую обстановку, в которой те жили.
Так, первые Медичи отдавали предпочтение античным памятникам (или вещам «в античном вкусе»), что было весьма характерно для эпохи Ренессанса в целом. Представители итальянских правящих родов желали видеть себя преемниками Римской республики, и Медичи не являлись исключением. Важной частью выставки станет собрание гемм. Посетители увидят великолепные произведения глиптики, созданные в античную эпоху, а также камеи, выполненные на основе древних образцов, с портретами флорентийских властителей, мечтавших быть увековеченными в соответствии с древнеримским культом прославленных мужей. Одним из самых интересных и неожиданных памятников этого ряда является портрет Савонаролы, проповедовавшего во Флоренции в конце XV века. После смерти Лоренцо Великолепного он на некоторое время фактически сосредоточил в своих руках власть над городом, но впоследствии был казнен. Камея с изображением Савонаролы, вырезанная из сердолика знаменитым мастером Джованни деле Корниоле, хранилась в коллекции Козимо I в числе наиболее ценных предметов. Не меньший интерес вызывают геммы с мифологическими изображениями и сценами из римской истории – как, например, «Падение Фаэтона» или «Жертвоприношение Марка Курция». С влиянием античной мифологи связан еще один уникальный экспонат – печать с рельефным изображением Геркулеса, считавшегося основателем Флоренции, один из наиболее значимых символов власти рода Медичи.
Джироламо дела Вале
Подсолнух
1664
Мозаика из полудрагоценных камней,
Высота см 31 x 21 x 1***
Флоренция, Музей флорентийской мозаики
При сыновьях Козимо I, Франческо и Фердинандо, коллекция пополнилась великолепными образцами «пьетре дуре» – изделиями из полудрагоценных камней, в том числе вазами причудливых форм в виде всевозможных зверей и птиц. Великий герцог Франческо организовал мануфактуру, где работали лучшие итальянские и иностранные мастера. производившие неподражаемые вещи из горного хрусталя, сосуды из полудрагоценных камней и даже фарфор. Впоследствии эти разрозненные мастерские были объединены под одной крышей галереи Уффици, достигнув расцвета во времена правления Фердинанда I и став центром производства так называемой флорентийской мозаики. Московские зрители смогут увидеть великолепные образцы работ в этой технике – настоящие картины из камня, в том числе портрет самого Фердинанда I.
Медичи XVII века уже мало походили на своих славных предков, занимаясь не столько делами государства, сколько собственными, однако страсть к коллекционированию оставалась неизменной. При Козимо II, следующем флорентийском герцоге, и его сыновьях, в родовой коллекции помимо традиционных камей, медалей, ваз и статуэток, появилось большое количество произведений из слоновой кости – от изящных статуэток (например, восхищающая тонкостью исполнения фигурка любимой собачки Марии Магдалины Австрийской, супруги Козимо II) до сложных религиозных композиций.
Особого внимания заслуживают драгоценности, связанные с именем последней представительницы рода Медичи – Анны Марии Луизы. Подвески и украшения, созданные из барочных жемчужин, золота, эмалей и драгоценных камней представляют собой настоящие миниатюрные скульптуры, среди которых встречаются эпизоды из комедии дель арте, античной мифологии, фигурки зверей и птиц. Одна из таких скульптурок представляет собой золотую колыбельку, внутри которой закреплена большая барочная жемчужина, изображающая пуховое одеяльце, из-под которого виднеется головка младенца. Таков был символический дар Анне Марии Луизе от супруга с пожеланием рождения сына и наследника.
Валерио Белли (атрибуция)
Чаша для святой воды
ок. 1513 – 1521
горный хрусталь, золото, эмали,
высота см 13x diam макс 8,5 (диаметр основания 4,5)***
Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра
Все предметы, принадлежавшие разным представителям могущественной династии, будут демонстрироваться рядом с портретами семейства Медичи, причем не только непосредственных властителей Флоренции, но и их знаменитых родственников – в том числе папы Льва X и французских королев Катерины и Марии Медичи.
Одновременно с экспозицией в Москве, в Палаццо Питти проходит выставка «Сокровищница Кремля», благодаря которой итальянские зрители, в свою очередь, получат возможность познакомиться с лучшими экспонатами из собрания Оружейной палаты. Подобный обмен шедеврами, несомненно, будет способствовать сближению наших культур.
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max