Открытие постоянной экспозиции «Неслучившееся будущее» в Музее архитектуры
«Неслучившееся будущее»
Модель Большого Кремлевского дворца архитектора Василия Баженова
Анфилада Главного здания
Открытие 19 июня
Модель является уникальным памятником эпохи классицизма и одной из самых масштабных архитектурных моделей в мире. Ее создание связано с амбициозными планами Екатерины II: построить на месте кремлевских стен величайший дворец, свидетельствующий о силе и могуществе российской короны.
Реализация замысла была поручена молодому архитектору Василию Баженову. Разработанный проект кардинально менял весь облик кремлевского ансамбля и Красной площади. Для работы над моделью Большого Кремлевского дворца, которую под руководством архитектора вели лучшие российские и немецкие мастера, был построен специальный модельный дом. С мая 1771 года, раз в месяц, сюда стали пускать публику – так еще в процессе создания произведение Баженова стало одной из главных московских достопримечательностей.
Модель идеально воплощает замысел архитектора и отличается точным воспроизведением всех деталей. Ее центральная часть сделана разъемной, что открывает зрителю вид на парадные залы. Это самый ранний в России проект классических дворцовых интерьеров такого масштаба и один из немногих дошедших до нас интерьеров Баженова.
Торжественная закладка дворца состоялась 1 июня 1773 года, однако два года спустя широко развернутое строительство было остановлено императрицей. Архитектурному ансамблю Баженова не суждено было занять место на Кремлевском холме, но модель дворца осталась свидетельством грандиозных прожектов российской монархии, архитектурным символом эпохи Просвещения в России.
Дальнейшая судьба баженовской модели складывалась драматично. В XIX веке она долго путешествовала, перемещаясь из модельного дома в Оружейную палату, оттуда – в Румянцевский, а затем Политехнический музей и снова на территорию Кремля, где семь лет находилась в разобранном виде в нижних помещениях колокольни Ивана Великого.
В 1936 году модель Большого Кремлевского дворца передали Музею архитектуры, сотрудники которого приложили много усилий для ее воссоздания и реставрации. В собранном виде она экспонировалась в Большом соборе Донского монастыря, где располагался филиал ГНИМА им. А.В. Щусева. Однако в 1991 году, после возвращения монастыря Русской православной церкви, модель была разобрана и перемещена в основное музейное здание на Воздвиженке. Двадцать лет она находилась в запаснике в разобранном виде.
Сегодня наиболее сохранившиеся фрагменты модели вновь представлены посетителям Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева в режиме постоянной экспозиции. Она напоминает нам о времени блестящих и смелых проектов, которые составляют славу российского государства.
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max