«Проезд Серова»: недетская работа над детским фильмом


28 июня 2012   //   Культура

Действие фильма происходит в Москве в 1953 году в доме, в проезде Серова. Там живет 12-летняя девочка Таня, которая в этом году не уехала в летний лагерь. И в этот дом возвращается из дальней магаданской ссылки семья мальчика Мити. Он рассказывает Тане, что там, откуда приехала его семья, осталась любимая собака по кличке Гектор. Таня и Митя делают все, чтобы вернуть Гектора в Москву, а в ходе поисков узнают тайны семьи Митьки, да и сами взрослеют.

На съемочной площадке в буквальном смысле жарко. Но перед кинематографистами стоит непростая задача: питерский июнь должен превратиться в московскую зиму. Семья Митьки возвращается из магаданской ссылки в канун Нового года, который собирается праздновать за общим столом вместе с новыми соседями.

«Для этой сцены нам нужно было найти елку, – говорит режиссер-постановщик проекта Анна Чернакова. – Но от искусственной мы решительно отказались, а не каждая живая елка способна выдержать две недели в закрытом помещении и под светом софитов». Но ассистент режиссера по реквизиту Ирина Мельникова нашла решение. «Мы нашли специалиста по елкам, и он сам выбрал нам ту породу дерева, которая выдержит наши съемки, – рассказывает она. – И действительно, мы поставили нашу елку в воду, и она достойно вынесла все испытания съемками».

Но зеленая красавица оказалась не единственным атрибутом Нового 1953 года. «Елочные игрушки мы собирали всем миром, – делится воспоминаниями Ирина Мельникова. – И в результате этих поисков познакомились с известным петербургским коллекционером Аркадием Петровичем Матютиным. Как раз у него мы нашли картонные елочные игрушки – тогда были в основном такие, стеклянные шары, гирлянды, да и вообще много интересного реквизита».

Аркадий Матютин коллекционирует предметы быта всю жизнь. У него даже есть антикварный магазин, и каждая вещь – на вес золота. «Как много интересного и необходимого мы нашли у Аркадия Петровича! – восхищается антикварным уловом ассистент режиссера. – От конфетных фантиков до мебели тех лет».

Но какая зима без снега! В фильме будет сцена, где Таня и Митя спускаются в погреб, в котором хранятся продукты. Прячась от взрослых, дети шалят и играют в снежки. Снег пришлось искать по всему Петербургу, и нашли его на хладокомбинате. На внутренних стенках больших рефрижераторов соскребали снежный «налет», сгребали это в большую сумку-холодильник и незамедлительно привозили на площадку.
Ну а пока дети играли в снежки, взрослые поднимали тосты за новогодним столом. Меню, кстати, составляла актриса Малого Драматического Театра Нина Семенова. «Она и домашний пирог для этой сцены сама испекла!» – говорит Анна Чернакова. А еще на столе, в лучших русских традициях, были салат «Оливье», селедка с вареной картошкой, соления, овощи и запеченная форель.

«Ох и намучилась я с этой рыбой! – смеется Ирина Мельникова. – Поскольку съемки шли несколько дней, то мне приходилось каждый раз ездить на ближайший от киностудии RWS рынок и просить форель "именно килограммовую и с особенной головой и хвостом", чтобы в кадре рыбка была одинаковой. Сначала торговцы недоумевали, что это за странная женщина? Но когда я объясняла, что я с киностудии, все понимающе улыбались: они регулярно сталкиваются с моими коллегами и знают, как киношники добывают у них на рынке свой реквизит».

Поначалу, кстати, на столе должны были быть крабы. Но исторические консультанты эту идею зарубили, поскольку в 50-е годы прошлого столетия крабы были повседневной едой, а на праздничных столах предпочитали блюда из мяса, рыбы, салаты и колбасу.

Также попотеть пришлось и в поиске еще одного предмета. У одного из героев на балконе висит главная гордость всей его жизни – настоящая тигровая шкура, ради которой пришлось проделать огромную работу. Учитывая, что стоит она недешево (цена такой шкуры колеблется от 400 до 650 тысяч рублей), съемочная группа стала искать альтернативные варианты. Так создатели фильма «Проезд Серова» нашли реального владельца еще более реальной тигровой шкуры и даже с головой и когтями, и дело обошлось арендой.

Однако в съемках сцен, из жизни обитателей Москвы 50-х годов, принимают участие и настоящие животные: голуби, кошки, собаки и даже лошади!
Специально для съемок сцены «молочник на телеге привозит бидоны молока» на площадку пригласили дрессировщика Михаила Жданова со своим питомцем конем Разгулом. Михаилу даже доверили маленькую роль – молочника, а Разгула впрягли в телегу.


«Несмотря на то, что Разгул еще молодой (ему только что исполнилось шесть лет), – рассказывает Михаил, – он уже имеет солидный стаж работы в кино. Недавно он снимался в «Белой гвардии», а на киностудию «РВС – Санкт-Петербург» мы приехали прямо со съемочной площадки фильма «Василиса Кожина»! Там Разгону очень понравилось – кругом простор и природа, съемки в Псковской области. Он и телеги возил и седоков. И русских солдат, и французских! Но самое главное – Разгул возил Светлану Ходченкову»!

У этого коня интересная судьба – несколько лет назад его выкупила у цыган директор КСК «Спартак», Тамара Ивановна Живенева. Разгулу нравится работать в кино и у него все хорошо получается!»

Напомним, что сценарий фильма «Проезд Серова» был написан несколько лет назад Александром Адабашьяном и получил главный приз на конкурсе сценариев для детей и юношества фонда Ролана Быкова. Но из-за финансового кризиса ни одна из кинокомпаний не решалась взяться за такой проект, поскольку семейное кино у нас снимать никто не хочет и не любит – невыгодно. Снимать эту историю отважились «Всемирные Русские Студии».

«Был такой дом в проезде Серова, а ныне Лубянском проезде, – рассказывает предысторию Александр Адабашьян. – И в этом доме жил мой добрый знакомый – кинооператор Володя Чухнов, который рассказывал мне много интересных историй о своих соседях. Дом, в котором они жили, очень странный: у него был такой длинный балкон, который объединял все квартиры. Это задавало своеобразную форму общения между соседями».

«Это история о взрослении и в то же время о детской дружбе, которую мы проносим с собой всю жизнь, теми неповторимыми ощущениями, которые все время ищем уже во взрослом возрасте, – говорит генеральный директор кинокомпании «Всемирные Русские Студии», продюсер картины Юрий Сапронов. – Нам важно, чтобы этот фильм посмотрели школьники, чтобы они по-другому взглянули на историю нашей страны и на тех детей, которые жили в другую эпоху, в другое время. В этой картине много смешного и забавного, так что фильм понравится и взрослым, которые придут со своими детьми в кинотеатры. В конце концов, невозможно ходить и смотреть только блокбастеры».

Художественный руководитель проекта: Александр Адабашьян Сенарий: Продюсеры: Юрий Сапронов, Андрей Смирнов, Александр Адабашьян Режиссер-постановщик: Анна Чернакова Оператор-постановщик: Владимир Климов Художник-постановщик: Анастасия Каримулина Художник по костюмам: Надежда Васильева.

В фильме снимаются: Аня Корнева, Саша Кудрявцев, Марина Игнатова, Игорь Гордин, Наталья Ткаченко, Александр Адабашьян ,Наталья Акимова, Глафира Тарханова, Анастасия Фурса, Лидия Байрашевская, Константин Воробьёв, Леонид Тимцуник, Наталья Парашкина, Дмитрий Позднов, Нина Семенова, Оксана Глушкова, Светлана Асланова и др.