«Эдита Пьеха. Ее невезучее счастье» на ТВЦ


22 июля 2012   //   Культура

Она была самой «иностранной» из всех отечественных певиц: первой сняла микрофон со стойки, впервые заговорила со зрителями во время концерта, первая не просто запела советские твисты и шейки, а начала двигаться, танцевать и вести себя на сцене с присущим ей одной изяществом. Загадочный акцент, необычный тембр голоса и оригинальная манера исполнения сразу сделали Пьеху невероятно популярной. Ее элегантные сценические наряды оживляли унылый «эстрадный» пейзаж тех лет. Но за все это пришлось заплатить «позорным» званием «буржуазной», «кабацкой» певички. Красивая и бурная биография артистки всегда вызывала пересуды окружающих.

Эдита Пьеха родилась во Франции, в небольшом шахтерском городке Нуэль-Су-Ланс, куда в 30-е годы с семьей в поисках работы уехал ее отец. Там же семья прожила и голодные военные годы. «Я никогда не забуду день – вспоминает певица, – когда учительница позволила нам громко спеть на улице «Марсельезу», первый день окончания войны… В 1946 году мы с мамой и отчимом приехали из Франции в Польшу. Мальчишки гоняли голубей, и я поднялась как-то раз с ними на чердак. Смотрю, ребята свистят, голубочки взлетают… И так мне захотелось научиться! Помню, мама говорила: «Не свисти – денег не будет!». Когда меня переполняют восторженные чувства на сцене, очень хочется свистнуть. И я взмахну рукой, свистну – и как будто взлечу над залом. Зрителям нравится...»

Пьеха пела и в педагогическом лицее, и на курсах русского языка в Гданьске, и позже – в студенческом хоре Ленинградского Университета, куда поступила учиться на отделение психологии философского факультета по путевке польского комсомола.

Выразительный глубокого тембра голос юной хористки понравился Александру Броневицкому. Видимо, понравилась и она сама, потому что будущий муж однажды робко постучал в дверь комнаты общежития: «Можно мне зайти?..» и протянул девушке… конфету. Так начиналась их любовь.

Когда Сан Саныч (Броневицкий) делал предложение на лестнице дома на Греческом проспекте, Пьеха думала, что ей с ростом 174 см (тогда таких высоких девочек не было в Ленинграде) и весом 59 кило замуж больше не предложат выйти…

Вскоре Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба» поехали в Москву на 6-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Успех превзошел все ожидания. Жюри аплодировало, стоя, артисты завоевали «золото». Александр Броневицкий создал первый в стране молодежный «театр песни» и зажег «звезду». Казалось бы, ничего не предвещало беды. Но 1959 год стал критическим. Ансамбль дисквалифицировали за пропаганду буржуазной идеологии, а Пьеху – как джазовую певицу. И все это за то, что «Дружба» пела «ду-ду-да», «ду-ду-да», как джазовые звезды. Журнал «Советская эстрада и цирк» сообщил своим читателям, что «Эту кабацкую певичку надо отмыть по самое декольте»…

В фильм вошли фрагменты лучших песен в исполнении певицы, эксклюзивные съемки и фото из семейного архива, а также интервью с космонавтом Алексеем Леоновым, композиторами Алекасандрой Пахмутовой, Раймондом Паулсом, Оскаром Фельцманом, Александром Флярковским, поэтами Ильей Резником, Николаем Добронравовым, Андреем Макаревичем, Борисом Гребенщиковым, членами семьи Эдиты Пьехи.

Документальный фильм «Эдита Пьеха. Ее невезучее счастье»

31 июля в 20:15 на канале ТВЦ