Главная премьера нового сезона: «Жизнь и судьба» на канале «Россия»
«Предложение канала «Россия» экранизировать «арестованную книгу» Василия Гроссмана сегодня можно расценивать как подарок судьбы. То, что один из крупнейших каналов страны захотел привлечь внимание зрителей к серьезной и настоящей литературе, значительной и объемной теме – знак перемен, которых в обществе многие ждут так же, как в перестроечные годы ждали публикации в России романа Гроссмана». (Сергей Урсуляк, режиссер).
Роман создавался на протяжении десяти лет. В 1960-м году он был изъят у автора службами КГБ. Всю оставшуюся жизнь писатель посвятил безуспешной борьбе за освобождение своего произведения, которое он справедливо считал главным делом всей своей творческой жизни. Чудом сохранившийся экземпляр впервые был опубликован в Швейцарии в 1980-м году. В России роман увидел свет только в 1988-м. Осенью 2011-го года радиовещательная корпорация Би-би-си создала по роману «Жизнь и судьба» 13-серийный радиоспектакль, благодаря которому роман возглавил список бестселлеров в Великобритании. «Лучшим русским романом XX века» назвал роман «Жизнь и судьба» Энтони Бивор, писатель и историк, переведший на английский язык военные дневники Василия Гроссмана.
В картине снимались звезды отечественного кинематографа: Сергей Маковецкий (в роли физика Штрума), Александр Балуев (в роли политработника Крымова), Полина Агуреева (в роли Жени Шапошниковой), Анна Михалкова (в роли Марии Ивановны), Евгений Дятлов (в роли Новикова), Сергей Пускепалис (в роли Грекова).
«Жизнь и судьба» – портрет эпохи, главным событием которой стала война. Гениальный, по словам Александра Твардовского, роман повествует о людях, которым выпало жить в то время, когда врагов хватало и внутри страны, и за ее пределами, когда во имя Победы можно было поступиться всем и вся. И всё же каждый был волен выбирать – жизнь, полную компромиссов, или судьбу, дарующую драгоценную внутреннюю свободу. Эпоха 40-х годов прошлого века оставила новым поколениям вопросы, которые и в жизни, и в судьбе не зависят от времени. Человеческая совесть идеологическим ревизиям не подлежит. Об этом в первую очередь фильм, который выходит на канале «Россия».
Главная идея фильма – противостояние свободы насилию. Советский народ ведет войну с фашизмом за свободу Родины. Сталинград – с одной стороны, сердце этой свободы, с другой – «заложник» эпохи Сталина, которая всем своим существом свободе враждебна. Эта двойственность подчеркивает трагедию народа, которому приходится вести войну на два фронта. Во главе народа-освободителя – тиран и преступник, который видел в победе страны свою победу, победу собственной власти.
«Жизнь и судьба» – картина дискуссий и напряженных диалогов, свидетелем которой становится зритель. На Лубянке, в доме Грекова, в казанской квартире ученых, под пулями, на пороге газовой камеры, – всюду поднимаются едва ли ни самые важные вопросы цивилизации – о насилии и свободе, о тотальной покорности человечества перед лицом насилия.
Победа под Сталинградом определила исход войны, но молчаливый спор между победившим народом и победившим государством продолжался. От этого спора зависела судьба Человека и его Свобода. И пусть Свобода родилась на обломках дома Грекова – в душах героев Новикова, Грекова, Штрума, – это была Свобода с большой буквы, которая положила начало неискоренимому движению народа к духовному раскрепощению. Жизнь сильнее судьбы, а человек сильнее собственного страха.
«Хорошая литература – большая редкость. Именно это заставило меня согласиться на эту работу» (Александр Балуев, исполнитель роли Крымова).
«Письмо матери, которое читает Штрум. Это невероятно. Это съемки, которые всю душу перевернули. Я не мог читать спокойно само письмо, так же, наверное, как и все… Когда началась война, она оказалась на оккупированной территории, в гетто. Она прощается с сыном. Она просит у него прощения. Она умоляет его беречь себя. Это письмо очень сильного человека, очень сильной женщины. В этом письме - качество человека. Люди, находящиеся в очень страшных обстоятельствах, люди тогда умели сохранить достоинство. Хотя все обстоятельства против того, все для того, чтобы человек превратился в животное и в ничтожество. И все-таки очень многие сохраняли достоинство…» (Сергей Маковецкий, исполнитель роли Штрума).
«Во время съемок эпизодов в Сталинграде у меня было ощущение, как будто машину времени посетил. На мгновения представил все те ужасы, все кошмары той войны…» (Сергей Пускепалис, исполнитель роли Грекова).
Съемки проходили в Подмосковье и Ярославле. Для достоверного воссоздания событий переломного 1943 года создатели фильма выстроили не имевшие аналогов в истории кино, декорации фрагментов улиц Сталинграда, мест ожесточенных боев, диорам сражений, макетов зданий и военной техники, задействовали небывалое количество игрового ретро-транспорта и специальных кинопостановочных средств.
«Мы старались быть правдивыми в локальном изображении войны. Более правдивыми, чем, скажем, в «Ликвидации» или «Исаеве». Там я мог позволить себе некоторые вольности – здесь нет» (Сергей Урсуляк, режиссер)
Режиссер-постановщик: Сергей Урсуляк («Ликвидация», «Долгое прощание», «Русский рэгтайм», «Исаев»), обладатель российских национальных премий «Тэффи», «Золотой орёл», «Ника».
Автор сценария: Эдуард Володарский («Мой друг Иван Лапшин», «Свой среди чужих, чужой среди своих», т/с «Штрафбат», т/с «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время», «Обитаемый остров», «Обитаемый остров. Схватка»).
Продюсеры: Евгений Попов и Алексей Кузнецов (т/с «Ликвидация», т/с «Исаев», т/с «МУР»).
Трейлер фильма можно посмотреть здесь
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max