«Красота скрытого». Авторский проект Ренаты Литвиновой о нижнем белье


26 ноября 2012   //   Культура

Цикл «Красота скрытого» посвящен мировой истории и эволюции одного из элементов нашей повседневной одежды – нижнего белья. Эта тема долгое время совершенно напрасно замалчивалась, а между тем за ней тянется интереснейший исторический шлейф, позволяющий не только рассказать историю женщины, но и проиллюстрировать эволюцию индустрии моды.

В роли эксперта и рассказчика выступает Рената Литвинова. Известная актриса, режиссер и сценарист в легкой, ироничной и только ей присущей манере рассказывает о вечно изменяющейся моде в этой части нашего гардероба, изобилующей интересными и даже драматическими подробностями.

«Бодлер сказал: «Всё что делает природа – это ужасно и безобразно. А всё что красиво и благородно – это результат работы вашего ума». Ибо любые ухищрения в погоне за ускользающей красотой он считал оправданными. Меня всегда завораживала тема красоты. Скрытой или явной. Но в этом проекте мы будем говорить именно о скрытой красоте, которую мы сделаем абсолютно очевидной. Все покровы слетят. На протяжении веков человек не очень-то изменился, но если посмотреть историю моды, то сколь по-разному человек выглядит в разные эпохи. Что скрыто между телом и верхней одеждой? Именно красота скрытого от посторонних глаз будет нам интересна. Я прослежу историю нижнего белья до наших дней. Как же много всего в этой истории – тайн, загадок, пикантных подробностей, абсурда, обмана и имитаций!», – говорит о проекте Рената Литвинова.

Основная цель автора – наглядно показать то, как эволюция нижнего белья связана с изменением обычаев и нравов представителей разных эпох и, как эта эволюция связана с извечной тайной взаимоотношений мужчины и женщины. В новых выпусках программы Рената Литвинова расскажет о белье XIX и XX веков.

Иллюстрируют программу фрагменты картин известных мастеров прошлых веков, фотографии и рисунки, отрывки из художественных фильмов. Участвуют: историк моды и хранитель нижнего платья парижского музея моды «Галера» (Musée Galliera) Анн Зазо; коллекционеры старинных корсетов и нижнего платья Жислен Райер и Патрис Голюпо; специалист по кружеву и модельер Маривон Эрцог; дизайнер женского нижнего белья Шанталь Томасс; историк моды, заместитель директора по научной работе государственного музея истории Санкт-Петербурга Юлия Демиденко; театральный художник и коллекционер нижнего белья Виктория Севрюкова.

1-я серия. Рената Литвинова расскажет о возвращении в моду и уходе в небытие в конце XIX века великого «женского мучителя» – корсета. Речь пойдет о цветовых кодах корсетов, о корсетах для дам, детей, кокоток, будет рассказана и история мужского корсета. Появление кринолина, который заменил женщинам килограммы нижних юбок, связывают с французской императрицей Евгенией и королевой Викторией. В действительности это всего лишь легенды. Кринолин придумал и пропагандировал Чарлз Фредерик Ворт, предложивший модницам того времени «русалочий» силуэт и «хвост креветки». Антикорсетное движение – врачи и феминистки выступили против утягивания. В прямом смысле слова железная хватка корсета, стягивающего женские фигуры, смещала ребра модниц и иногда даже ломала. В программе – 98 «болезней, причиняемых корсетами: от головных болей до болезненной и краткой жизни…» Ведущая Рената Литвинова примерит кринолины, корсеты, турнюры, дезабилье разных годов из коллекции Жислен Райер и Патриса Голюпо.

2-я серия. Начало ХХ века. Парижский модельер Поль Пуаре освободил женщин от корсета. Рождение бюстгальтера позволило женщинам провозгласить новую мораль. Никаких запретов и авторитетов, образцом для подражания становятся бесшабашные и «роковые» танцовщицы кабаре «Мулен Руж». В моде – панталоны, чулки, яркая помада, тонкие бретельки и шокирующие манеры. Еще вчера – безукоризненные леди, актрисы и балерины, сегодня они рекламируют нижнее белье, которое впервые стало демонстрироваться в витринах магазинов. Рената Литвинова рассказывает, как эксцентричная актриса Сара Бернар играла мужские роли в корсетах, а стройные девушки «а ля гарсон» без бедер и груди носили упрощенное белье и цветные чулки из фильдеперса. В моде голливудский шик – розовый сатин перевернул моду в белье 40-х годов. Также в программе: американская чулочная экспансия, появление и история «пин-апа».

3-я серия. После Второй мировой войны в мир моды ворвался модельер Кристиан Диор, предложивший женщинам совершенно новую концепцию гардероба – «New Look». Силуэт в форме песочных часов – осиная талия, подчеркнутая высокая грудь, покатые плечи, округлые бедра – захватил мир. В этом силуэте Диор воплотил собственное представление о женственности, которой так не хватало во время войны. В 60-е годы феминистки называли бюстгальтер «предметом порабощения». Прокатилась волна публичных сожжений бюстгальтера в «кострах свободы». Британский дизайнер Мэри Куант изобрел мини юбку, что привело к рождению колготок, незаменимой вещи в гардеробе современной женщины. В этой серии также речь пойдет о символах эмансипации, сексуальной революции, о «бюстгальтерной контрреволюции» 80-х годов и легализации белья в кинематографе. Софи Лорен, Марлен Дитрих, Мерилин Монро, Надя Грей, Лайза Минелли, Ханна Шигула, Катрин Денев охотно демонстрировали свои формы в нижнем белье в фильмах великих режиссеров…

4-я серия. История советского нижнего белья, белье как идеология и государственная монополия, как униформа и схема. Рената Литвинова рассказывает о том, какие унижения приходилось переносить гражданам СССР во имя государственной политики, находясь под постоянным давлением, а также о естественном человеческом желании сделать уродливые вещи чуть-чуть красивее. Белье было соответствующего вида, одинаковое у всех – трикотажные майки и сатиновые трусы, кальсоны, рейтузы с начесом, панталоны длиной до колен, хлопчатобумажные чулки и лифчики-«парашюты» с чашечками в форме колокола из сатина на пуговицах. Тотальный дефицит и отсутствие разнообразия заставляли людей проявлять удивительную изобретательность: заниматься домашним производством нижнего белья, его бесконечной переделкой – ушивать, украшать, разнашивать. Роскошное трикотажное белье существовало только для партийного руководства, номенклатурных работников, военачальников, их жен и детей.