Юбилей Владимира Наумова на канале «Россия К»


29 ноября 2012   //   Культура

Документальный фильм «Монологи кинорежиссера» (6 декабря, 20:40) – это вспоминания Владимира Наумова о детстве, о том, как он пришел в кинематограф, о своем учителе Игоре Савченко и о своем соавторе Александре Алове. Также режиссер рассказывает о встречах с Борисом Барнетом, Еленой Булгаковой, Иваном Пырьевым, о рождении замысла и об особенностях работы над фильмами. Использованы кадры кинохроники, фрагменты фильмов режиссера, фотографии и живописные картины Наумова.

«Вся моя жизнь, начиная с пеленок, связана с кино, – признается Владимир Наумов. – Я ничего другого не знал. Мой мир – это мир кино. До сих пор. Кино и близкие люди – я полностью поглощен этим делом».

В доме Наумовых всегда существовал культ кино. Отец – кинооператор, самой известной работой которого стал фильм «Мы из Кронштадта». Соседи – кинематографисты Борис Барнет, Михаил Ромм, Юлий Райзман

Во время учебы во ВГИКе жизнь свела Владимира Наумова с Александром Аловым (они были однокурсниками), который стал его верным соратником на долгие годы. «Тревожная молодость», «Павел Корчагин», «Мир входящему», «Бег», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43» – эти ленты он снял вместе с Аловым.

Вспоминая о работе над совместными картинами, Владимир Наумович говорит: «Мы всегда стремились искать ситуации, когда человеческий характер натыкался бы на исторический процесс». Они первыми в СССР решились на экранизацию булгаковского «Бега», а картина «Легенда о Тиле» (3-6 декабря, 11:15, 23:50) стала заметным событием в советском и европейском киномире. При этом сами режиссеры никогда не были довольны своей работой до конца. «Я хотел бы переснять многие свои картины сразу же после того, как я их снял, – признается Наумов. – С Аловым мы даже подрались однажды по поводу картины, которую сняли десять лет назад».

Наумов и Алов были уникальным примером соавторства двух талантливых режиссеров. Для кинематографа столь плодотворный режиссерский тандем – явление уникальное. Долгое время они руководили шестым отделением «Мосфильма», где отстаивали не только свои картины, но и помогали коллегам. Тогда было придумано масса способов, как обхитрить цензуру. Благодаря Наумову и Алову, зрители увидели «Андрея Рублева», «Солярис», «Июльский дождь». Смелость и принципиальность Алова вдохновляли Наумова. «Сейчас не хватает этих его качеств нам всем, – признается Владимир Наумов (Александр Алов скоропостижно скончался во время съемок фильма «Берег»). – А мне лично не хватает вот такого друга. Я не знаю, каждый ли человек на свете имел такого близкого и верного друга».

«Берег», «Десять лет без права переписки», «Белый праздник», «Часы без стрелок», «Джоконда на асфальте» – ленты, которые Наумов снял уже один. Говоря о съемочном процессе, Владимир Наумович отмечает: «Когда ты начинаешь снимать картину, у тебя есть какая-то структура, построение, характеры и так далее… Но затем ты сам изменяешься, поскольку живешь в быстроменяющемся мире. Поэтому заранее отмеченного или зафиксированного результата никогда не бывает. Меня интересует не только фабула фильма, меня интересует еще дополнительное эхо, которое создается и звуком, и изображением. Кино – это картина, которая вырвалась из своей рамки».