Выставка «Пиономания» в Галерее RuArts


28 января 2013   //   Культура

Сколько лет актуальному искусству России? Если считать официально, пошел только 22-й год. А значит, ситуацию в крайних его формах можно обозначить как «юношеский максимализм». И, хотя, большинство практикующих художников по идее уже вышли из инфантильного возраста, их идеи местами бескомпромиссны и тяготеют к крайностям. Фактически, в виду сложившейся социальной ситуации, 2012 год можно переименовать из года черного дракона в год протестного искусства. И это было бы весьма показательно, если бы не упомянутый «максимализм», провозгласивший внутрицеховым слоганом: «что не протестное, то не искусство».

Выставочный проект Виты Буйвид «ПИОНОМАНИЯ» в подобном контексте можно позиционировать как невинно–злободневное высказывание. Это не столько история о потерянной в заглавии букве «Ш», но возвращение искусству протеста эстетического качества, забытого из-за желания успеть высказаться максимально скоро.

Нео-классицистические пассажи в традиции тоталитарного искусства осуществляют замену символическими образами невысказанной тревожной реальности. Помпезный «сталинский ампир» толстым слоем повсеместно украшательствовал, не повествуя ни о чем действительно важном. Новый гипер-ампир Буйвид социализирован и злободневен.

Фотография в проекте «ПИОНОМАНИЯ» переходит из разряда визуального носителя в новую форму криптографии. Пластический код нового натюрморта семантически подчиняется тем же законам, что и классические образцы. Но почему тогда в актуальном искусстве так мало натюрмортов? Символизм этого жанра в XXI веке кажется бессмысленным анахронизмом, но набирает новые обороты, если минималистичный натюрморт с нежный пионом трактовать не иносказательно, а концептуально. Не шпионская атрибутика создает напряжение в проекте, а пышная убедительность цветочков.

Действительно современная выставка давно уже вышла за пределы набора формально связанных произведений, а автор рассказывает стройную историю. Проект апеллирует к сакраментальному построению концептуальной экспозиции со всеми должными мультидисциплинарными элементами. Каждый сектор открывает часть шифра, но не навязывает зрителю излишнюю мифологизацию, оставляя на его усмотрение погружение в тайнопись.

Вита Буйвид начала работу над проектом еще в 2010 году, когда всеобщая (ш)пиономания еще казалась подзабытым воспоминанием. Однако представленная именно сейчас, история, помимо обостренной социальности, обретает дополнительный смысл, в пластическом контексте идя в разрез с основной массой протестующего искусства. Художник безусловно выходит на новый технический уровень, в особенности в авторской версии акварельной живописи. В то же время в экспозиции представлены произведения автора 1995 года, что позволяет наблюдать эволюцию увлечения определенной эстетикой.

Варвара Михайловская