90 лет Театру имени Моссовета

18 февраля 2013   //   Культура

Государственный академический театр имени Моссовета – один из старейших театров страны – был создан в 1923 году. Слава пришла в 1940-е годы, когда театр возглавил Юрий Завадский (актер и режиссер, последователь Константина Станиславского и Евгения Вахтангова), которому удалось собрать один из самых интересных творческих коллективов страны. На его сцене блистали прославленные и всенародно любимые актеры – Вера Марецкая, Николай Мордвинов, Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Леонид Марков и многие другие замечательные мастера сцены.

Новый этап в жизни театра начался с приходом известного режиссёра Павла Хомского, который позже стал его художественным руководителем. Хомский сумел, с одной стороны, сохранить традиции, с другой – найти новые художественные пути и формы активного общения со зрителями. В театре с равным успехом ставятся произведения классического и современного репертуара, в том числе Шекспира и Достоевского, Горького и Булгакова, Ростана и Шеридана, Брехта и Уильямса; появилось много музыкальных спектаклей и экспериментальных постановок, в которых играют популярные и любимые артисты – Сергей Юрский, Георгий Тараторкин, Ольга Остроумова, Александр Домогаров, Евгений Стеблов, Валентина Талызина, Александр Филиппенко, Александр Леньков, Ольга Кабо, Гоша Куценко, Евгения Крюкова, Валерий Яременко, Александр Яцко, Екатерина Гусева, Маргарита Шубина. Каждый новый спектакль становится театральной сенсацией и темой для широкого обсуждения.

В программе «Театральная летопись. Павел Хомский» (25-27 февраля, 17:25) известный режиссёр вспоминает детство, войну, учёбу, свои режиссёрские работы в Риге, в Ленинграде, в Московском театре юного зрителя, приход в театр имени Моссовета. Рассказывает о своей работе с блистательными мастерами – Юрием Завадским, Верой Марецкой, Любовью Орловой, Ростиславом Пляттом, Леонидом Марковым, размышляет о театральной педагогике и главных секретах актерской профессии. В программе о режиссёре говорят его коллеги и ученики – Михаил Козаков, Ольга Остроумова, Ирина Климова, Александр Домогаров. Использованы фрагменты спектаклей в постановке Павла Хомского.

Свои самые главные театральные шедевры Хомский создал в театре им. Моссовета, в котором служит уже сорок лет. Приглашение стать режиссёром этого театра Павел Осипович получил от знаменитого мастера Юрия Завадского в 1973 году. «Я ушел из Московского ТЮЗа вынужденно, – вспоминает Хомский. – Ведь каждую пьесу нужно было согласовывать и утверждать с начальством. Я понял, что не могу ставить то, что хочу. Получив предложение от Завадского, я перешёл в Моссовет. В ТЮЗе я имел дело с молодыми ребятами, из которых мы формировали труппу. Там были и мои ученики, и просто те, кого я знал или по ГИТИСу, как Игоря Старыгина, или по Щепкинскому училищу, как Инну Чурикову или Тамару Дегтяреву. В Моссовете всё оказалось по-другому. Здесь я сразу же попал к великим – Ростислав Плятт, Леонид Марков, Любовь Орлова, Вера Марецкая. Юрий Завадский всю жизнь коллекционировал яркие актёрские индивидуальности».

Размышляя о современном театре, Хомский сетует: «Хотя мы с большим уважением относимся к Америке, западный театр, с моей точки зрения, неизмеримо ниже нашего. Драматические спектакли, например, бродвейские строятся по принципу: есть звезда или 2 звезды и есть их окружение, профессиональные артисты, которые должны свою роль сделать. Главное отличие нашего артиста от западного в том, что западный артист, как правило, натренирован на исполнение режиссёрской воли. К сожалению, сегодня наш театр движется в этом направлении. Современным артистам приходится жить по этим законам, а это требует высокой техники, если мы хотим сохранить нашу психологическую школу».

С 25 февраля по 1 марта в 15:50 в рубрике «Актёры театра имени Моссовета на телевидении» – телеспектакли «Когда-то в Калифорнии», «Перед ужином», «Топаз», «История кавалера де Грие и Манон Леско», «Истцы и ответчики».

3 марта в 18:50 в эфире – телеверсия спектакля Юрия Еремина «Царство отца и сына» с участием Виктора Сухорукова, Александра Яцко и Екатерины Гусевой. По мотивам двух пьес Алексея Константиновича Толстого – «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Фёдор Иоаннович. Это размышление о сущности власти в России, о том, какой правитель нужен нашей стране – диктатор-самодержец или человек мягкий, способный услышать и понять других.