В российский прокат выходит бунтарский фильм Оливье Ассайаса «Что-то в воздухе»


30 мая 2013   //   Культура

Что-то в воздухе/ Apres mai

Год: 2012
Страна: Франция
Режиссер: Оливье Ассайас
Актеры: Клеман Метайе, Лола Кретон, Феликс Арман, Кароль Комб
Жанр: Драма
Хронометраж: 122 мин.
Сайт: apresmai-film.ru
Возрастное ограничение: 16+

Аннотация:
Париж, ранние 70-е. Всё ещё на слуху знаменитые студенческие демонстрации 1968 года. Жиль — 18-летней старшеклассник, остро переживает перемены, происходящие во французском обществе. Резко меняющийся политический климат, коллизия различных идеологий — всё это сильно беспокоит юного героя. Как и большинство его друзей, он разрывается между приверженностью радикальным идеям и личным амбициями. Череда романтических приключений и художественных открытий приводит Жиля и его друзей в Италию, а затем в Лондон. В конце концов, каждому из них придется принять важное решение, чтобы найти свое место в этом беспокойном мире.

Оливье Ассайас стал широко известен российским зрителям, прежде всего, по альманаху «Париж, я люблю тебя!» и сериалу «Карлос» о латиноамериканском террористе. Но первый успех автору принесла картина «Холодная вода», показанная в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля 1994 года. В фильме «Что-то в воздухе» Оливье продолжает тему, начатую в «Холодной воде» – как подростки ищут свое место в хаотичном мире. «Долгое время меня преследовало неотступное желание не то чтобы снять сиквел, а скорее углубить эту тему», – признается режиссер. И спустя почти 20 лет его герои-бунтари – Жиль и Кристин – вернулись.

«Я слежу за политическими событиями в России и знаю о митингах на Болотной площади, – говорит Ассайас. – В моих персонажах тоже живет вера в революцию. Но молодежь 2010-х живет в бесформенном настоящем. Она существует вне Истории – цикличной и статичной. Мысль о том, что вы можете иметь право голоса в обществе, что вы можете даже переосмыслить саму его природу, – стала бессмысленной и условной. Но я уверен, что этот фильм очень понравится российской молодежи – той, которая выходит на Болотную защищать свои права и требовать перемен». Первые пометки к будущему фильму «Что-то в воздухе» Ассайас начал делать незадолго до того, как начал работу над сериалом «Карлос». «Я инстинктивно вернулся к именам двух главных героев «Холодной воды» – Жиль и Кристин, – рассказывает Ассайас. – И как только работа над «Карлосом» была закончена, я открыл свои записи, где наткнулся на заметки к фильму «Что-то в воздухе». Сразу же появилось нестерпимое желание начать работу над этим фильмом, не оставляя ни секунды на раздумья. Это было подходящее время, отчасти благодаря тому, что «Карлос», который тоже о 70-х, был уже закончен. Я нашел способ воскресить тот период таким, каким я его видел».

Интересные факты об Оливье Ассайасе
Сын французского режиссёра и сценариста Жака Реми, Ассайас начал свою карьеру в киноиндустрии, помогая отцу снимать его телешоу. В 1979 году Ассайас, вдохновлённый движением пост-панка, снял свой первый короткометражный фильм "Авторское право".С 1980 по 1985 год, подобно множеству режиссеров "новой волны" (Годар, Трюффо, Ромер и т.д.), он работает критиком в небезызвестном журнале "Cahiers du cinema".

В 1986 году Ассайас снял свой первый полнометражный фильм "Беспорядок". В 1994 году его фильм "Холодная вода" был показан в программе Особый взгляд Каннского кинофестиваля. Первой, по-настоящему большой, работой режиссера становятся "Сентиментальные судьбы" – бюджет почти трехчасовой исторической фрески превысил 100 миллионов франков, в ней занят ряд известнейших актеров французского кино, а сама картина представляла страну на Каннском фестивале 2000 года.

"Карлоса" впервые показали весной в Каннах 2011 года, где организаторы были так в него влюблены, что сперва в обход регламента пытались включить в конкурс (но взбунтовался профсоюз кинопродюсеров), а потом придумать ему специальный приз (который тоже не прошел согласование). Однако, в рамках фестиваля трехсерийный фильм все же был показан. Сейчас фильм «Карлос» фигурирует в каждом третьем списке лучших фильмов 2011 года.

Ассайас нередко признавался в особом отношении к музыке, называя в числе наиболее важных для своего формирования событий первую волну британского панк-рока 1976–77 годов. Таким образом, помимо музыкального такта, он переносит в свои фильмы и основной призыв этой музыки, что нет будущего лучше, чем то, что нам предопределено.