Юбилей Сергея Маковецкого на канале «Россия К»


31 мая 2013   //   Культура

В программе «Белая студия» (15 июня, 20:15) Сергей Маковецкий рассказывает о том, что книги и фильмы, которые произвели на него впечатление в детстве, вызывают живой интерес и искренние воспоминания и эмоции сейчас. Так, например, роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи», перевернувший когда-то мировосприятие актера, определил его отношение к людям и профессии. «Я прочитал эту книгу, когда окончил школу, и собирался поступать в театральный институт. Я попал в дом удивительной актрисы Любови Григорьевны Шах. Она мне предложила Селинджера в качестве материала для поступления. Когда я дочитывал роман, я рыдал горючими слезами. Эта книга меня не просто перевернула, а заставила оплакать всю мою молодую жизнь, причем реальных поводов не было. У меня было все замечательно. Какие струны души моей были затронуты? То ли это несправедливость человеческая, то ли это неправда жизни, которая есть в каждом, то ли то, что я жил все время в мире фантазий. А, может быть, эта фантазия и двигала меня к тому, чем я сейчас занимаюсь. Потому что кино и театр – это тоже иллюзия».

Актер размышляет о важности искренних чувств в человеческих отношениях, о способах актерской передачи эмоций, о великих мастерах театра и кинематографа, о времени и сострадании. «Актер не может состояться без чувства сострадания. Без него он не сможет существовать на сцене. Для меня есть два великолепных монолога о любви. Это сцена в кинофильме «Простая история», где Нонна Мордюкова говорит: «Хороший ты мужик, но не орел…» Это фантастический момент любви. И второй – это «Последнее танго в Париже», когда Марлон Брандо сидит у гроба своей супруги и костерит ее последними словами. Но ты понимаешь, сколько любви в этом мужчине… Мы все имеем грань, и душа имеет грань, и талант. Время – вещь неумолимая. В жизни каждого человека бывают моменты, когда возникает нестерпимое желание раздвинуть границы времени, расширить пространство. Кому-то это удается. Но это единицы…»

Часть беседы посвящена сериалу «Жизнь и судьба», снятому по роману Василия Гроссмана, где Маковецкий сыграл выдающегося физика Виктора Штрума, которому в момент гонения на него со стороны коллег в институте, поступает звонок от Сталина. И этот звонок меняет всю его жизнь. Сначала ему кажется, что тяжелый период позади. Но ему предлагают подписать лживое письмо-донос. Сначала он находится в смятении, но в результате все же подписывает бумагу. И платит слишком дорогую цену за свой поступок. После всех переживаний Штрум решает для себя: «Каждый день, каждый час, из года в год, нужно вести борьбу за свое право быть человеком, быть добрым и чистым. И в этой борьбе не должно быть ни гордости, ни тщеславия, одно лишь смирение. А если в страшное время придет безвыходный час, человек не должен бояться смерти, не должен бояться, если хочет остаться человеком». Маковецкий, рассуждая о своем герое, говорит: «Муки совести они остаются, слаб человек, его нельзя в этом обвинять. Как писал Василий Гроссман, «не всегда человек велик, бывает он и жалок». Да, слаб человек. Вопрос в другом: как он потом начинает себя вести. Все зависит от этого «потом». Человек совершил поступок, пусть и неблаговидный, но главное, что потом с ним происходит. Чем больше душа болит, тем больше она живая. Потому что когда она не болит, значит, ее нет».

Перед началом программы «Белая студия» в 18:35 – художественный фильм Владимира Хотиненко «Патриотическая комедия» с участием Сергея Маковецкого, Ларисы Гузеевой, Алексея Серебрякова, Леонида Окунева, Елены Шамраевой, Сергея Виноградова. В старом ветхом домике, находящемся в самом центре большого города, живёт русский интеллигент чеховского типа Ильин. Живёт себе тихо, мирно и до поры до времени не знает, что в старом шкафу находится вход в таинственное подземелье и магическую комнату, из которой можно попасть в любую столицу мира. А на чердаке живёт добрый домовой Пиня, который знает все тайны дома…