Фестиваль NET-2013: Брук, Марталер, Ван Хове и что-то совершенно иное…


11 ноября 2013   //   Культура

Мы сформулировали тему этого года лаконично и емко: «От спектакля к перформансу». И это, в сущности, тема NETa как такового.
Все пятнадцать лет мы пытались проследить, как меняется театр, как заступает он в заповедные прежде территории, как лишается привычных опор – профессиональных артистов, сюжета, литературного текста. Один из спектаклей этого года и вовсе будет идти в кромешной темноте. И все же это будет театр!

Как всегда, в программе NETa спектакли хорошо известных нашим зрителям корифеев европейской сцены соседствуют со спектаклями тех, кого мы хотим представить московской публике впервые.

Фестиваль откроется спектаклем Кристофа Марталера «King Size», постановка которого была осуществлена совсем недавно в базельском театре. В нем, как обычно, много музыки. Очень разной – возникающей из самых неожиданных источников, противоречивой, странной. Именно из музыкальных обрывков складывается в конечном итоге эклектичная картина мира, созданная усилиями Марталера. «Отточенная, как швеи?царские часы, драматургическая механика взаимодеи?ствии? – или невзаимодеи?ствии? – персонажеи? создает очень человечную и трогательную реальность отношении? с оттенком беккетовского абсурда. Марталер чередует произведения Баха, песни «Битлз», раннего Маи?кла Джексона с братьями, Мишеля Полнареффа» (Нина Карель).

В рамках намеченной Министерством культуры РФ программы по проведению в России в 2013-2014 годах Сезонов российско-французского театра Фестиваль при поддержке Французского института в России и Представительства компании «Электрисите де Франс» (Франция) в Москве представит последнюю работу легенды мирового театра Питера Брука. Музыкальный спектакль «Волшебная флейта» создан по мотивам одноименной оперы Моцарта в свободном переложении режиссера и его соавторов. «Эта ”Волшебная Флейта” будет не такой, какой вы ее себе представляли. Избитые символы и сценические эффекты останутся за бортом, а вместо них на сцене появится вечно юный Моцарт в компании молодых, талантливых певцов, не боящихся импровизировать, искать новые формы и новые краски» (Питер Брук).

Эстонский театр «No99» примечателен уже историей своего названия. Режиссер Тийт Оясоо и его коллеги отмерили своему коллективу 99 спектаклей. И теперь ведут обратный отсчет. Например, «Педагогическая поэма» имеет порядковый номер «63». Этот спектакль, созданный командой молодых авторов, исследует потаенные стороны актерской профессии, выворачивает наизнанку самые странные и неожиданные мысли людей сцены. Объехав множество российских городов, спектакль вызвал множество противоречивых зрительских откликов. Равнодушных не было.

Имя Паскаля Рамбера знакомо московскому зрителю по работе в МХТ в рамках проекта «Французский театр. Впервые на русском». У себя же на родине Рамбер возглавляет парижский театр «Женвилье» – одну из главных экспериментальных площадок современного французского театрального движения. Именно его пластический спектакль «Memento Mori», представленный в рамках NET-2013, погрузит зрителей в кромешную тьму, лишив шанса на отстраненное созерцание, заставит обостриться все природные инстинкты.

Редкий гость программы фестиваля NET – кукольный театр. Испанский спектакль «Mi gran obra» осуществлен по всем принципам спектакля большой формы: «”Мой большой спектакль” – это то, что я хотел бы создать, будь у меня неограниченный бюджет, самый большой театр в мире, 300 актёров на сцене, военный оркестр, рок-группа, животные, машины и вертолет», – говорит режиссер Давид Эспиноза. Нюанс заключается лишь в масштабе: все роли отданы 5-миллиметровым персонажам.

В рамках перекрестного года России – Голландии режиссер Иво ван Хове, которого фестиваль NET открыл российскому зрителю в 2011 году, представит спектакль «Сцены из супружеской жизни», созданный по одноименному сценарию Ингмара Бергмана. Нестандартное решение пространства объединит актеров и зрителей на сцене, оставив пустовать тысячный зал Дворца на Яузе.

Финальным аккордом фестиваля станет спектакль французского режиссера, пока неизвестного российской театральной публике. Филипп Кен, основатель собственной студии театральной инновации, объединившей в едином творческом эксперименте молодых актеров, современных художников, кинематографистов и музыкантов «новой волны», представит на фестивале «Новый Европейский Театр» одну из своих самых известных работ «Эффект Сержа». Кен создает ожившие инсталляции, где свет, звук и образы значат ничуть не меньше, а скорее даже больше, чем текст.

Специальными проектами фестиваля станут видео-опера «Индекс металлов» на музыку итальянского композитора Фаусто Ромителли и мультимедиа-спектакль «Падение/я» по произведениям композиторов Михаэля Жарреля, Мартена Маталона и Рафаэля Сендо в исполнении ансамбля «Студия новой музыки».

По сложившейся традиции в программу войдут яркие московские премьеры, созвучные театральным веяниям современной Европы. В 2013 году это спектакли «100 % Furioso» («Платформа», компания Риччи/Форте, реж. Стефано Риччи и Джанни Форте), «Гамлет» («Гоголь-центр», реж. Давид Бобе), «Три дня в аду» (Театр Наций, реж. Дмитрий Волкострелов), «АЛЬБЕР КАМЮ читает ”Постороннего”» /remix (автор концепции – Пьер де Мюэленер, Франция), «Старость» /рабочее название/ (Liquid Theatre).

Фестиваль NET благодарит за информационную поддержку: агентство РИА-Новости, журналы «Ваш досуг» и «Русский репортер», радиостанцию «Шоколад», газету «Московские новости», проект Russia Beyond The Headlines - зарубежные приложения "Российской газеты", портал The Village, сайт Teatrall.ru и канал Fitness-tv.

Партнеры фестиваля NET-2013 – Французский институт в России, Представительство компании «Электрисите де Франс» (Франция) в Москве, Шоу-рум «Auroom», кафе «Дети райка», кафе «Март», компания Lindt, компания «Unagrande», компания «Академсервис» и Союз Театральных Деятелей России.

Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Москвы (Департамент культуры).

Генеральный партнер фестиваля – Фонд Михаила Прохорова.