Выставка «Женское, слишком женское» в галерее RuArts


11 марта 2011   //   Мода

16 марта – 5 апреля 2011 г.

Участники выставки:

  • Татьяна Антошина
  • Екатерина Дронова
  • Герасим Кузнецов
  • Дамир Муратов
  • Мария Потапенкова
  • Анна Руссова
  • Алексей Сергеев
  • Аглая Фенева
  • Larry Caveney (США)

ЭССЕНЦИЯ «ЖЕНСКОГО»

      В удвоении женского и возведении его в степень, в усугублении и подчеркивании – в этом угадывается желание преодолеть существующие в культуре понимания «женского»,

выйти за пределы повседневного, политического, социального, гендерного и других дискурсов, маскулинной или феминной точек зрения. Тем самым куратор выставки Герасим Кузнецов очерчивает пространство, в котором каждый участвующий в выставке художник может предъявить сугубо персональную точку зрения на «женское», а выставка в целом – сформировать высказывание, организованное наподобие локального статистического опроса с той лишь разницей, что различные точки зрения, представленные в одном пространстве, вступают между собой во взаимодействие, создают точки напряжения и созвучий. Сюжет предоставляет возможность зрителю включиться в игру, и в предлагаемых обстоятельствах выставочного эксперимента, рассмотрев в пробирке эссенцию женского, самому определить ее характеристики. 

   Эта эссенция получена в результате взаимодействия очень разных ингредиентов. Разнообразие жанров и эстетических концепций, представленных на выставке, позволяет рассмотреть женское со всех сторон: и с точки зрения живописной традиции, и как объект, и как видео портрет. Женское представлено и как образ, и как мироощущение, и как означающее с разным спектром означаемых.

     Женское оказывается пустым силуэтом, некоторым заданным знаком эротического, чувственного вообще в работах Дамира Муратова, Герасима Кузнецова, Аглаи Феневой. В абстракциях Маши Потапенковой – это ощущения, находящие свое воплощение в фактуре красочного слоя, в цвете и его пластических возможностях. Ироничный перифраз Алексея Сергеева на советский живописный авангард 30х годов, в частности апелляция к произведениям Дейнеки, балансирующий на грани ню. Анна Руссова в проекте «Динамо» исследует эстетику женских будней – сегодня и в ретроспективе. Работы, изготовленные из дерева и пластика, созданы по мотивам барельефов, украшающих станции московского метро.

Эстетика документальности в видео портретах и жанровых зарисовках Larry Caveney представляет лирически трогательную галерею женских аффектов в социальном пространстве. Еще одной сферой проявления женского оказывается метафизика. Разного рода сакральное демонстрируют объект-фетиш для поклонения Екатерины Дроновой, крутящийся как буддийские молитвенники, и расшитая сюжетами наследующими христианскому мироощущению медицинская ширма Татьяны Антошиной. 

В названии выставки присутствует еще один пласт прочтения: за «Женским, слишком женским», безусловно, маячит «Человеческое, слишком человеческое» Фридриха Ницше. Это скандальное произведение мятежного философа, произведшее эффект взорвавшейся бомбы и ставшего точкой разрыва с классической философией.

    Организаторы выставки не предполагают взрывного эффекта, скорее это разрыв с классической традицией, где женский образ является основополагающим сюжетом. Именно он подвергается в данной выставке деконструкции, освобождая женщину от комплекса женского и изображающий некоторый спектр чувственности и аффектов как явлений, обнаруженных художниками в различных областях культуры. 

 Оксана Саркисян