«Издания об искусстве — перспективное направление»


30 января 2009   //   Персона

— Вы издаете два арт-журнала. Насколько перспективна эта ниша?

— Надо отметить, что ниша изданий об искусстве практически свободна, ярких проектов в ней не существует. Но в этой области, как и в любом проекте о культуре, сложнее работать, она тоньше, не всегда привычна для рекламодателя. Вместе с тем, это однозначно перспективное направление. BLACKSQUARE — это art-lifestyle издание, журнал про креативность, про современное искусство и все, что с ним связано. Если раньше все хотели попасть на неделю моды, то сейчас идут на вернисажи, и наш журнал стал для многих путеводителем по миру искусства.

А Art+Auction Russia — чуть более строгое издание, рассчитанное на премиальную аудиторию и посвященное арт-рынку, аукционам и всему тому, что попадает на эти аукционы, всему, что расценивается как предметы искусство и коллекционирования — от картин до старинных автомобилей, главное, чтобы все это было качественно, дорого и со вкусом. Тема коллекционирования сегодня становится очень популярной. Видно, произошло накопление средств, одни захотели перевести их в нечто духовное, другие просто решили выглядеть изысканнее соседа, третьи инвестируют. Поэтому мы идем не против течения и не впереди паровоза, а движемся вместе с ним. Кризис экономический, конечно, не упрощает задачу, а наоборот. Кстати, арт-рынок в меньшей степени был задет кризисом.

— Вы запустили Art+Auction Russia в декабре. Повлиял ли кризис на первоначальные планы?

— Мы реалисты, все наши проекты коммерческие, задача, помимо гуманитарной и просветительской миссии, — выйти на прибыльность. Конечно, из-за экономической ситуации пришлось корректировать планы, заниматься оптимизацией. В этом году мы выпустим 6 номеров Art+Auction, а BLACKSQUARE будет выходить ежеквартально. Сейчас рекламодатель занял выжидательную позицию, но я убежден, что это временно. Считаю, что те, кто проходит и выдерживает кризис, достигают больших высот.

— Кто ваши основные рекламодатели?

— В Art+Auction Russia — это люксовые марки, которым интересна премиальная аудитория, причем даже не аудитория журналов про красивую жизнь, а те люди, которые уже всего достигли в жизни. Я не говорю, что нас читают только миллионеры, среди наших читателей есть и те, кто просто интересуется искусством, специалисты и консультанты. Наше издание интересно галереям, аукционным домам, в том числе и западным, которые смотрят в сторону российского рынка. К сожалению, наши галереи пока не созрели для размещения рекламы по нормальным ценовым шкалам. Поэтому основная реклама — люксовые марки автомобилей, ювелирка и услуги. До запуска нами активно интересовались финансовые компании и девелоперы. Но случился кризис, сейчас ни те, ни другие себя активно не рекламируют, но когда у них что-то прояснится, то, конечно, они придут к нам.

— Есть какая-то категория рекламодателей, которой Вы откажете?

— Мы оставляем за собой право отказывать. Вот, например, галереи хотят размещаться, но за 3 копейки, поэтому мы вынуждены отказывать. Конечно, мы делаем им скидки, но все равно это коммерческие расценки, мы не готовы заниматься благотворительностью. У журнала дорогой контент, дорогая печать.

— Вы печатаетесь в России?

— Да, но в России качественная печать тоже дорогая. Такие немассовые продукты, как наши, должны быть высшего качества. Печатаясь в России, мы можем контролировать процесс.

— Вы сказали, что проекты дорогие. А сколько было инвестировано в Art+Auction Russia и когда планируете окупить?

— Точные цифры я не назову, но это миллионные суммы. Мы планируем окупить их с учетом кризиса примерно за 4—5 лет.

Дорог не только журнал, но и лицензия. Компания LBM Media, с которой мы подписали лицензионное соглашение, — это специализированный издательский дом, во многом похожий на наш, который очень дорожит брендом. Журнал Art+Auction существует на рынке 30 лет и является одним из уважаемых в своем сегменте, поэтому наши материалы, которые составляют примерно 50% от контента, должны соответствовать заявленному уровню, так же как и западные материалы, которые мы переводим и адаптируем.

— А не проще было выпустить свой российский журнал, чтобы сэкономить на лицензии?

— BLACKSQUARE — собственный нелицензионный проект, но для запуска собственного проекта о коллекционировании в России пока нет соответствующих условий: здесь не так развиты аукционы, нет доступа к той информации, которая нужна изданию высокого уровня. Art+Auction уважают и Sotheby`s, и Christie`s, которые даже цитирует его в своих пресс-релизах. Это не только бренд, это репутация и открытые двери: любой художник, любая галерея с радостью дают интервью для Art+Auction.

Издавая журнал по лицензии, нам не надо создавать его от начала и до конца. Поскольку тема международная, искусство интернационально, мы с радостью берем американские материалы — и аналитику, и репортажи, и интервью — и адаптируем их для российского читателя.

— У каждого журнала своя редакция или объединенная?

— Своя. Журналы очень разные, они соприкасаются не так сильно, как может показаться на первый взгляд. В BLACKSQUARE, например, никогда не появится тема антиквариата, в нем меньше внимания уделяется аукционам. Основной акцент сделан на life-style — мода, дизайн, архитектура. Конечно, в Art+Auction дизайн и архитектура тоже рассматриваются, но под другим углом зрения. И аудитория у Art+Auction Russia, конечно, постарше.

— Максим, расскажите про Openspace. ru. На нем почти нет коммерческой рекламы.

— Реклама есть и достаточно много, правда, конечно, ее стало значительно меньше в начале этого года. Но если просмотреть портал, то можно увидеть известные одежные, автомобильные, FMCG бренды и многие другие. Openspace. ru стартовал в мае 2008 года и с тех пор растет вглубь и вширь. Это портал про культуру с элементами лайфстайла. Рассказываем мы про культуру — музыку, кино, искусство... по-новому; подчеркиваем, что культурным быть модно. Сейчас мы улучшаем структуру, стараясь сделать ее более понятной и удобной для пользователя. Скоро появятся еще 3 приложения. Одно из них — мировая афиша, в которой будут листинги, но не в стандартном варианте. Это будут рекомендованные события: выставки, фильмы, спектакли, концерты, которые мы считаем достойными внимания, — причем проходящие не только в Москве, но и во всех крупных городах мира. Человек, отправляясь в Лондон или Нью-Йорк, может заглянуть на сайт и узнать, что ему рекомендуют посмотреть в этом городе. Это очень трудоемкий проект, но занявшись им, мы получаем хорошие отзывы, в том числе и от рекламодателей.

— По сути, такого проекта ранее не существовало...

— Да, когда мы запустили портал, нам многие говорили, что мы попали в точку, идеи витали в воздухе. Но не все так просто, потому что все новое развивать всегда сложно. Я работал в Independent Media и помню, как начинались Cosmopolitan и Harper’s Bazaar в 90-х годах, когда люди еще закупались на вещевых рынках. Тогда про моду тоже сложно было говорить.

— Кто акционеры «Артмедиа Груп»?

— Несколько финансовых компаний, и мы существуем как их дочерняя часть, у которой есть четкие коммерческие задачи.

— Какова структура дохода компании?

— В процентном соотношении 40% приходится на интернет, но в будущем этот показатель должен вырасти до 60%, так как интернет активно развивается, собирая все больше рекламы, и кризис лишь способствует этому. Во-первых, она дешевле, во-вторых, прозрачнее, в-третьих, ее можно просто настроить на конкретные сегменты.

В интернете много поверхностного контента, и мало профессионально сделанных ресурсов, но сейчас уже становится важен не только трафик. За полгода работы Openspace. ru вышел на показатель полмиллиона уникальных посещений в месяц. Но помимо количества, у нас есть качество аудитории, которое заметил рекламодатель. На портал мы делам большую ставку.
В перспективе, помимо банерной рекламы, мы планируем развивать формат видеорекламы (10-секундные ролики перед видео), поскольку на нашем портале видеоконтент пользуется большой популярностью, а значит, будет интересен и рекламодателю. На западных ресурсах видеореклама уже опередила баннеры.

— Есть планы по запуску других продуктов?

— Нет, конечно. Не сейчас. Мы в прошлом году запустили 3 продукта, даже большие издательские дома не запускают такое количество проектов, а мы начали с нуля. Дальше будем развивать их и укреплять.

— Каковы ваши прогнозы относительно медиаиндустрии?

— Если не брать болезненность всего этого времени, кризис в историческом масштабе всегда полезен. Он снимает пену. Появилось много проектов, сделанных на коленке для того, чтобы собирать рекламу. Уровень качества пострадал из-за количества. Останутся флагманы рынка, будут развиваться нишевые проекты, специализированные и интернет. Что касается нас, я с оптимизмом смотрю в будущее.

Светлана Кравцова, МедиаАтлас.ру