Илья Осколков-Ценципер: «Я требовал только, чтобы со мной был заключен хоть какой-то контракт»
Работодатель – глава «ПрофМедиа» Рафаэль Акопов – для комментариев был недоступен. В отличие от работника – Осколкова-Ценципера, который рассказал Slon.ru об «иррациональных причинах» решения Акопова, находясь в Ницце. Причем рассказать ему пришлось дважды: до заявления «ПрофМедиа» и после.
УВОЛЬНЯЮТ НЕЧАЯННО
– Почему Вы уходите?
– Потому что Рафаэль Акопов меня попросил уволиться. А я не стану. Думаю, они меня уволят.
– Какова причина увольнения?
– Мне она не была объяснена. Думаю, что это решение импульсивное, иррациональное и не имеющее никакого отношения к моей деятельности. Думаю, это был какой-то экспромт. Думаю, меня увольняют нечаянно.
– Если «нечаянно», то это можно как-то урегулировать?
– В какой-то момент было можно. Но это позавчера вечером произошло, а с тех пор много воды утекло. По-моему, это все-таки слишком далеко зашло.
– Согласитесь, странно выглядит: взрослого серьезного мужчину, основателя издательского дома, просят уволиться из одного из крупнейших медиахолдингов. И при этом он, мужчина, всерьез уверяет, что это все нечаянно?
– А мне-то как странно! Поверить в это сложно, я сам с трудом поверил. Думаю, «ПрофМедиа» сейчас проводит совещания, в которых пытаются придумать причину того, что случилось. Выглядят они не лучшим образом.
За все мое время работы в «ПрофМедиа» никто, включая Рафаэля Акопова, никогда, ни разу не критиковал мою деятельность. Ни разу мне не было высказано претензии за то, как я управляю бизнесом.
– Но как это выглядело? Вы разговаривали по телефону, кто-то был пьян...
– Мы недель пять – шесть не разговаривали. Никто не был пьян.
– И как вас тогда попросили?
– Письмом. Раф написал: «Привет, Илья, по-моему, тебе надо уволиться». И указал какую-то юридическую причину.
– То есть юридическая причина была?
– Я сказал, что я не хочу обсуждать ключевые показатели эффективности в отрыве от других частей договоренностей, которых нет. Никакого значения это не имеет. Это бюрократическая переписка большой организации. Я знаю, за что я был уволен, – ни за что. Вернее, за то, что я разонравился Акопову. Это иррациональный шаг с его стороны. И я не думаю, что это в интересах бизнеса, акционеров или кого бы то ни было.
– Вы сейчас формально в отпуске?
– Да.
– То есть вас нельзя уволить за прогул?
– Я толком в этом не разбирался.
– А письмо-то можно увидеть – то, которое Акопов вам отправил?
– Давайте подождем, пока меня уволят, посмотрим на форму, посмотрим, как будут объяснять, зачем меня понадобилось увольнять, после чего, конечно, разразимся письмом. Стесняться мне нечего.
– Вы говорите об иррациональных причинах. Вы, может, девушку не поделили?
– Вы уже поверили в то, что причины иррациональные. Но они еще проще, поверьте. Хотя, может, кому-то в «ПрофМедиа» приглянулась моя девушка? (хохочет, тут же слышен и женский смех)
ШАНСЫ «АФИШИ» НЕВЕЛИКИ
– А благодарность за вашу работу вам выражали?
– Мне кажется, то, чем мы в «Афише» занимались, – достойные продукты, сделанные достойными людьми. У нас существует целая школа журналистики. И в интернет мы перешли быстрее, чем большая часть бумажных компаний. Мы много чего умеем. И какая-то удивительная, нежная, бутиковая атмосфера существовала...
Частью моей работы было совмещение этой молодой, артистической атмосферы, которую мы 10 лет назад стали создавать, с эффективным бизнесом, который должен соответствовать стандартам большого холдинга. Вообще – не очень просто. У меня, думаю, получалось.
Но, с другой стороны, я чувствую облегчение. Я занимаюсь этой работой всю свою взрослую жизнь, и мне, конечно, приходили в голову мысли: сколько можно?!
Десять лет я работал, сначала редактором, потом генеральным директором. Буду рад обмануться, но шансы на то, что эта история будет существовать и развиваться дальше, невелики.
– Вы имеете в виду историю издательского дома?
– Будущее компании «Афиша». Во всяком случае, то, за что я ее люблю. Не знаю, кто будет способен тянуть эту школу журналистскую. Я бы, конечно, предпочел через 20 лет увидеть компанию и сказать: «Смотрите, я это делал, оно живое». Если вдруг будет получаться – буду рад.
– Кто-то вслед за вами уходит?
– Я никого за собой не увожу. Но целый ряд людей об этом думает. И все же формально я по-прежнему работаю генеральным директором. Большинство людей, с которыми я работал, – мои друзья. Но я никому никаких предложений не делаю – что предлагать-то?
– А бизнес-показатели ИД располагают к «концу истории»?
– Наш издательский бизнес упал меньше, чем бизнес какого-либо другого издательского дома в России. Мы в первом полугодии этого года чувствовали себя лучше, чем все наши коллеги-конкуренты. Наш интернет-бизнес чувствует себя неплохо. «Афиша» – прибыльный бизнес, даже на фоне кризиса. Мы приносим существенные доходы акционерам. Я не помню, уполномочен ли я называть какие-либо цифры. Из всех журнальных компаний мы меньше всех пострадали от кризиса, – возьмите гэллаповский отчет. И это я считаю своей большой персональной заслугой. «Афиша» – чрезвычайно эффективный бизнес. Последний наш запуск – «Афиша.Еда». И я не помню, чтобы еще кто-то запускался так уверенно.
– Почему вы не хотите рассказать о сути конфликта?
– За базар просто надо отвечать...
Сейчас у меня глаза разбегаются – то можно, се можно. Все меня любят, звонят, всем кажется, что это – ужасная несправедливость. Звонят, пишут те, кого я когда-то уволил...
Получаю самые разные предложения, самое интересное из них – музей современного искусства. Но заниматься я буду, конечно, медийными историями.
Я 10 лет работал в «Афише» и не думал про других «клиентов». Но вот вдруг обнаружил, что вокруг столько всего предлагают, столько денег! Я чувствую себя как ребенок в шоколадной лавке. Оказывается, можно и то, и другое. У меня невероятное ощущение свободы появилось, а прежде было такое: я волоку, волоку и волоку эту ужасную ответственность. Думаю, через несколько месяцев мы будем разговаривать о всяких затеях, которые у меня есть.
Но мне жаль. Я не очень верю, что, обращаясь так с людьми, (а «Афиша» вся построена на персональных отношениях), можно будет сохранить ту культуру, которая там существует.
– Так и не назовете причину?
– Я ее не знаю. Ее нет! Это – какой-то абсурд!
***
После того, как интервью было записано, «ПрофМедиа» распространил свое заявление, в котором сообщил, что вопрос об увольнении Осколкова-Ценципера вынесен на совет директоров, который состоится в период с 24 по 30 августа.
Далее следовал странный набор фраз: «Холдинг «ПрофМедиа» удовлетворен позиционированием компании «Афиша». И все продукты компании продолжат развиваться в соответствии с их стратегией. «Работник, выставляющий ультиматум работодателю, – плохой работник», – заявил президент «ПрофМедиа» Рафаэль Акопов».
Slon.Ru вновь обратился к Ценциперу за комментарием.
«НИКАКИХ УЛЬТИМАТУМОВ»
– Я не выдвигал никаких ультиматумов «ПрофМедиа», это не соответствует действительности. Никаких писем об ультиматуме нет, никаких бумаг на эту тему нет, никаких разговоров не было.
Я просто попросил их сформулировать предложение об условиях моей работы. Я работаю довольно давно – как мне казалось, под честное слово Рафаэля Павловича о том, что мы договоримся. Я ничего совершенно не требовал, кроме того, чтобы со мной был заключен хоть какой-то контракт. Я не называл никаких цифр, ничего!
И, видимо, это желание – узнать, на каких условиях человек работает, разгневало Рафаэля Павловича.
– То есть, у вас нет контракта?
– Я не требовал никаких цифр, ни на чем не настаивал, я просто просил, чтобы было сформулировано предложение от «ПрофМедиа». Честно говоря, несложно было со мной договориться – 10 лет все договаривались. И всем, кто меня знает, сложно представить меня, предъявляющего ультиматумы. Про что ультиматум, про деньги?
– А почему вы сейчас просите «ПрофМедиа» сформулировать предложение?
– Наша предыдущая договоренность с «ПрофМедиа» истекла в начале февраля.
Наталия Ростова
Источник: www.Slon.ru
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max