Алексей Дорожкин, Elle Decoration: «В России наконец-то появилась зыбкая почва хорошего вкуса»
19 ноября в прямом эфире новосибирского портала НГС прошел разговор о современном русском интерьере с Алексеем Дорожкиным, главным редактором журнала Elle Decoration.
Алексей приехал в Новосибирск, чтобы принять участие в Elle Decoration Design Days. Эти мероприятия проводятся в крупных городах России с 2014 года. Посетители получают уникальную возможность ознакомиться с лучшими интерьерными проектами, а в рамках лекций и мастер-классов происходит обмен опытом между ведущими российскими и зарубежными дизайнерами и декораторами. Проект Elle Decoration Design Days объединяет на своих площадках как профессионалов, так и любителей и ориентирован на популяризацию интерьерного дизайна.
Справка: Алексей Дорожкин — в 2007 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет (кафедра истории искусства), занимался изучением русской живописи и графики XVIII века. С 2007 по 2008 год занимал должность советника заместителя председателя комитета по культуре Санкт-Петербурга. С 2008 года работал в должности руководителя выставочных проектов российского подразделения аукционного дома Sotheby's. В июле 2009 года перешел в редакцию журнала Elle, работал старшим редактором раздела «Стиль жизни». С марта 2010 года — главный редактор журнала Elle Decoration.
Elle Decoration — самый популярный международный журнал об интерьерах в России. Издается в 25 странах, является самым продаваемым интерьерным журналом в мире. В России издается с апреля 2001 года и выходит тиражом 50 000 экземпляров в месяц. Аудитория одного номера российского издания составляет 277 000 человек.
Ива Аврорина: Вы приехали в Новосибирск из-за проекта ELLE DECORATION Design Days. Что там будет?
Ответ
Это мероприятие, которое мы условно назвали ELLE DECORATION Design Days. Мы придумали его не так давно, наверное, год назад. Первый проект состоялся в Екатеринбурге. Мы делали подобное мероприятие в Москве, в Санкт-Петербурге в этом году, в Калининграде. Я рад, что мы приехали с этим проектом в Новосибирск. На самом деле это такое событие в области дизайна. Дизайном вообще люди мало интересуются, в основном на бытовом уровне, но тем не менее это очень интересно. Мы привозим выставку фоторабот лучших интерьеров, которые мы публиковали в нашем журнале. Я хочу обратить внимание на то, что это лучшие русские интерьеры, и зрители смогут увидеть эволюцию русского интерьера через наш журнал.
Ива Аврорина: За какой это период? С какого года журнал выходит?
Ответ
Журнал существует 15 лет — в следующем году мы отмечаем 15 лет. Но мы отбирали интерьеры последних лет пяти. Помимо этого у нас пройдет серия мастер-классов. Один сейчас, по-моему, уже идет. Все это проходит в лофт-проекте «Мельница» — замечательное модное место, мне оно очень нравится. Сегодня вечером в 18 часов будет моя лекция. Завтра приедет Диана Балошова — это замечательный дизайнер и лектор. Будут коллеги из Новосибирска.
Ива Аврорина: На какие темы будут лекции?
Ответ
Все связано с современным интерьером.
Ива Аврорина: Мы говорим про российский интерьер?
Ответ
Да, у нас российский журнал. Я буду говорить о современном российском интерьере. Конечно, в свете международных трендов. Мы российское издание, но мы часть огромной международной группы, у нас 25 журналов во всем мире, и поэтому мы, наверное, являемся самым популярным международным журналом в России. Мы говорим о российских интерьерах и мы говорим об иностранных интерьерах, потому что мы показываем все, что сейчас происходит в мире.
Ива Аврорина:Есть ли какие-то вещи, которые характеризуют именно российский интерьер?
Ответ
Раньше, когда мы делали публикации русских интерьеров в журнале (в каждом номере был русский интерьер, без этого невозможно), было сразу заметно — это русский интерьер.
Ива Аврорина: Какие были основные признаки?
Ответ
Это другое качество съемки, в первую очередь, было.
Охарактеризовать, что такое русский интерьер… Я не могу сказать, что это было плохо, это отличалось. Это как искусство — оно нравится или не нравится, объяснить это невозможно. Это было — это сделано в России. Какое-то качество было не то.
Ива Аврорина: Качество применяемых материалов?
Ответ
Материалы вы не увидите. Стиль.
Ива Аврорина: Там пропорции страдали? Слишком много виньеточек, украшательства?
Ответ
Нет. Это было где-то чрезмерно, где-то недотянуто. Мы же только начали это все делать. Нашему журналу 15 лет, интерьерной индустрии в современном понимании в России тоже 15 лет, не больше. Это же поступательное развитие. Хороший вкус прививается очень долго. Я говорю о хорошем вкусе в бытовом смысле. Нам грех жаловаться с нашим историческим наследием. У нас есть образцы, по которым нам нужно учиться. Я вышел сейчас из такси, дошел до здания бывшей гимназии и замерзшими руками фотографировал фасады, дошел до здания университета водного транспорта 20-х годов фантастической красоты.
Ива Аврорина: Новосибирск вообще своим конструктивизмом известен и славится, школой Крячкова.
Ответ
Это замечательный индустриальный город, индустриальная архитектура — это все очень интересно, вот образцы, по которым нужно учиться.
Вопрос
Андрей: В Новосибирске есть дизайнеры, чьи проекты вы бы взяли на публикацию в свой журнал? Можете их назвать?
Ответ
Я не знаком с новосибирскими дизайнерами. В городах, куда мы приезжаем, есть предвзятое мнение, что есть какой-то важный международный журнал, который даже не будет обращать внимание на то, что мы, дизайнеры, делаем здесь на местах. На самом деле это в корне неправильно. Для нас это очень важно — иметь разные проекты. Не только разные проекты в Москве или в Санкт-Петербурге, но и знать, что происходит во всей нашей огромной стране. После наших Design Days в Екатеринбурге у нас даже появилось свое дизайнерское лобби в этом городе. После Калининграда один из проектов, который сделали калининградские дизайнеры и нам показали во время Design Days, вошел в наш 150-й номер — «Лучшее в России», — чему мы очень рады. У нас есть проекты, которые мы публиковали, в Краснодаре, Челябинске. Я только приветствую дизайнеров и призываю их проявлять настойчивость, присылать проекты, мы будем смотреть. Мы, конечно, не все можем взять — у нас есть определенные ограничения по формату и по объему журнала. Мы можем взять отдельные картинки, попробовать поговорить с каким-то дизайнером местным о каких-то, приемах, которые он использует. То есть возможно все, просто нужна настойчивость.
Ива Аврорина: Речь идет только о частных интерьерах?
Ответ
В основном да. В основном мы публикуем жилые пространства. У нас есть, конечно, наш сайт elledecoration.ru, где у нас есть больше возможностей публиковать какие-то публичные пространства. Но если есть что-то фантастически интересное — вот мы публиковали в Краснодаре проект футбольной базы ФК «Краснодар», тренировочная база для спортсменов.
Ива Аврорина: Это было что-то настолько выдающееся?
Ответ
Это фантастический проект! Когда его увидели наши итальянские коллеги — итальянские производители мебели, чья мебель была использована, — они пришли в такой неописуемый восторг! Каждая компания, чьи объекты там были использованы, взяла эти фотографии для своих каталогов следующего года. Разве это не успех?
Ива Аврорина: Кто проект делал?
Ответ
Петербуржский архитектор Максим Рымарь. Мы очень долго отбирали его проекты для публикации. Мы очень много ему отказывали — ждали, когда будет что-то, что нас удивит. Он хороший архитектор, очень хороший, очень сильный архитектор. Но для журнала в интерьеры должна быть какая-то фишка. Когда мы увидели этот проект, я сказал: это то, что нам надо, дайте. И очень рад, что наше сотрудничество с этим архитектором началось именно с такого сильного проекта.
Возвращаясь к теме русских интерьеров, хочу сказать, что действительно наши интерьеры при их узнаваемости, но теперь эта узнаваемость со знаком +, получили международное признание. Хочу похвастаться. В этом году у нас феноменальный успех с двумя проектами. Проект дизайнера Екатерины Федорченко, чей интерьер опубликован у нас в апрельском номере, был взят для публикации нашим дружественным итальянским журналом, нашими коллегами из Elle Decoration Германия и первый раз за всю историю — ELLE Decoration Франция, а это первый журнал ELLE Decoration, который был издан в мире, ему более 25 лет, не то что русский, а международный, иностранный проект появится на обложке французского журнала, на декабрьский обложке.
Ива Аврорина: Что это за проект?
Ответ
Это квартира в Москве. Декабрьская обложка французского журнала выходит с российским проектом на первой странице. Это колоссальный успех.
Кроме того, наш великолепный, лучший российский декоратор Кирилл Истомин, сотрудничество с которым для нас очень важно, которого мы очень любим, — его проект будет опубликован в февральском номере американского журнала ELLE Decor.
Русские интерьеры стали такой же неотъемлемой частью международного стиля, о чем я теперь с уверенностью могу сказать. И зыбкая почва хорошего вкуса у нас очень хорошо уплотнилась.
Ива Аврорина: А хорошо ли это? Либо должен быть какой-то узнаваемый национальный стиль или колорит?
Ответ
Колорита национального не существует сейчас нигде, мы чувствуем некий флер. Есть проекты, которые создаются в международных тенденциях, есть проекты так или иначе имеющие национальную специфику. Российские интерьеры — мы более сентиментальны, мы обращаем внимание на наше прошлое.
Ива Аврорина: Больше, чем в других странах?
Ответ
Наверное, да. С таким сентиментальным оттенком. Я не говорю о выхолощенных интерьерах, которые создаются с нуля. Я призываю людей, особенно тех, которые живут в исторических постройках (дом XIX века, конструктивистский дом или дом 50-х годов), присматриваться в первую очередь к архитектуре этого здания, делать интерьер, так или иначе соответствующий месту. Нельзя построить итальянское палаццо в конструктивистском здании — этот конфликт не очень приятен, это странно.
Вопрос
Наталья:Алексей, есть ли у нас дизайнеры и производители мебели, которые не уступают итальянцам, немцам и французам? И почему на этой волне патриотизма в интерьеры всё равно с придыханием везут мебель и технику из Европы?
Ответ
Итальянская мебельная промышленность в том виде, в котором мы ее знаем, возникла после войны, в 50-е годы — эти семейные фабрики, которые производят объекты дизайна. Тогда, когда итальянский дизайн зародился. Все эти фабрики в свою очередь имеют еще большую свою историю. Это были семейные мастерские, которые производили… до войны в Италии была популярна классическая мебель по образцам французской мебели. Это такая история.
Мы страна других возможностей, других требований, с другой индустрией. У нас никогда это не было важно: ни 200 лет назад, ни 100 лет назад, ни 300 лет назад. Мы строим корабли, добываем нефть, обрабатываем металл — это то, чем мы занимаемся.
Но я хочу сказать, что сегодняшняя непростая ситуация дала тем отважным людям, которые пытаются заниматься здесь таким сложным бизнесом, как производство мебели, дизайнерской мебели, особенно, какие-то конкурентные преимущества. То, что я наблюдаю сейчас: те мастерские в Москве, фабрика, в Калининграде которую мы видели, называется «Емельянов и сыновья», которая занимается мебелью, качество которой не уступает итальянской мебели.
Вчера я познакомился с бизнесменами, не вспомню точное название компании. Они занимаются деревом, строят дома, мебель из сибирской сосны. То, что я увидел там, — какой смысл нам возить паркет из Америки, Англии или Германии, когда это есть здесь. Я, конечно же, с радостью буду поддерживать таких инициативных людей, то, что делается здесь.
Вопрос
Алексей Теще:Алексей, здравствуйте! Очень рад вашему визиту в Новосибирск. Моя компания выпускает очееь необычную мебель в стиле прованс. Всегда было интересно, возможно ли оказаться в вашем журнале, или все клиенты оттуда это только реклама? Как увидеть свои модели на страницах журнала?
Ответ
Конечно, ни один журнал не может существовать без, с одной стороны, рекламных партнеров, о которых мы пишем, мы гордимся ими, они делают фантастические объекты. Но, конечно, помимо этого есть молодые дизайнеры, небольшие производители. Если это производители локальные, наши, которые имеют смелость заниматься этим у нас, то есть «Фейсбук», есть все контакты, пишите, присылайте вашу информацию, мы рассмотрим. Если найдем что-то интересное, конечно, опубликуем. Мы также ищем молодых дизайнеров по всей стране для того, чтобы предоставить им свои возможности, поддержку, страницы журнала, у нас на сайте.
Вопрос
Ива Аврорина:Одна из дизайнеров, которая была у нас в студии, говорила, что тенденции в интерьере сначала проявляются в общественных пространствах, прежде всего в ресторанах, кафе и клубах, и оттуда уже в том или ином виде переносятся в жилые интерьеры. Ваше мнение на эту тему?
Ответ
Это все очень условно, потому что это такая очень личная сфера — интерьер. Здесь, конечно, есть взаимное творчество дизайнера и владельца интерьера. Да, наверное, есть определенные заимствования. Люди привозят хороший вкус из путешествий — им нравится гостиница, в которой они остановились, может быть, они берут какие-то идеи в том числе оттуда. Конечно, это тоже существует. Но помимо всего прочего главным является идея дизайнера. Она может проявляться в общественных пространствах, в частных интерьерах. Заказчик увидел, ему понравилась в ресторане какая-то идея, почему бы не применить это в уменьшенных масштабах.
Вопрос
Михаил:Зачем нужен журнал с роскошными интерьерами в стране, в которой подавляющее большинство живет в крошечных картинах?
Ответ
Журнал — это вдохновение.
Ива Аврорина: Кроме удовольствия и вдохновения мы можем говорить про какую-то практическую пользу?
Ответ
Конечно, да. Самое главное — это вдохновение. Имея вдохновение, мы можем поменять в своей жизни все, что угодно. Качество жизни в маленькой квартире может быть таким же, как и в очень большой. Всем всегда не хватает одной комнаты — будь то 250-метровая квартира или квартира 38 кв. м. Стильные идеи можно заимствовать и из дворцов.
Ива Аврорина: Мы часто это видим: маленькая квартира, хрустальная люстра, ламбрекены и т.д.
Ответ
Это чрезмерно. Но я вам расскажу свою историю очень простую. Хотя я родился в Москве, я долгое время прожил в Петербурге. Потом по семейным обстоятельствам опять вернулся в Москву. В Петербурге была достаточно большая квартира, я вернулся в свою маленькую квартиру в Москве — 40 кв. м. Я перевез туда всю свою петербуржскую семейную мебель, поставил ее, сел и заплакал. Я думал, как я здесь буду жить. Там, где зеркало было по середине стены, здесь у меня упирается в потолок. Я люблю не старинную мебель, я люблю некоторые старые объекты — что-то семейное, что-то я приобрел. Думаю, что мне с этим делать. Все очень просто. Вы красите не только потолок, но и отступаете от потолка 20 см, красите это все в белый цвет. Таким же образом делаете высокие плинтуса — белые или, наоборот, черные. Таким образом у вас как бы поднимается потолок, появляется некая архитектура пространства.
Ива Аврорина: А высокий плинтус что дает?
Ответ
Просто вы делаете 20 см в высоту плинтус и у потолка 20 см — сверху и снизу, вы задаете некий масштаб. Плинтус такой высоты может быть в огромном зале, а он у вас в маленькой комнате. Таким образом вы задаете больший масштаб, чем это помещение предполагает. И вы чувствуете себя уже по-другому, вы себя ассоциируете уже с другим помещением, элементы которого вы заимствовали. Красивые цвета для покраски стен. Всё, замечательно. У меня получился такой английский интерьер в небольшой квартире.
Вопрос
Анна:А широкие плинтусы не уменьшают ли визуально высоту?
Ответ
Конечно, нет. Наоборот, они поднимают потолок — потолок исчезает. Не бойтесь крупных предметов в маленьких комнатах.
В квартире у моих родителей есть комната в 7 кв. м. Мы поставили туда двустворчатую дверь выстой 2,20. Комната превратилась в помещение, где все любят находиться, несмотря на то, что она маленькая, — задаем другой масштаб. Ничего страшного нет, если вы в потолки 2,50 поставите двери не 2 м, а поставите двери 2,20–2,30 м. Не бойтесь темных цветов. Темные цвета увеличивают маленькие помещения. Не бойтесь крупных рисунков.
Ива Аврорина: Маленькие до какой степени?
Ответ
Мы говорим о комнате примерно в 10 кв. м.
Ива Аврорина: Комната в 15–20 кв. м темной может быть или она уже визуально скукожится?
Ответ
Здесь может быть проблема. Надо смотреть в зависимости от освещенности и т.д.
Хорошая краска, хорошие идеи — и из простых недорогих вещей можно сделать...
Ива Аврорина: Хорошее качество имеется в виду или цветовая гамма?
Ответ
Хорошая цветовая гамма и качество краски. Это не такие большие деньги, но вы можете сделать… Мы как-то делали с женой ремонт в съемной квартире. Мы пришли в магазин и сказали, что нам нужны самые дешевые отделочные материалы: самый дешевый пол, самые дешевые двери… Это была съемная квартира, но мы все равно решили сделать там ремонт — мы же все равно там живем. Когда к нам приехали друзья, они сказали: где вы купили вот это, а вот это? Я сказал, что это обычный магазин, просто нужно правильно использовать простые материалы.
Журнал для разных читателей. У нас есть читатели, которые вырывают интерьер, идут к декоратору и говорят: «Мы хотим такой же интерьер». Им говорят: «Давайте я вам сделаю что-то подобное». Они говорят: «Нет, мы хотим точно такой же интерьер». Это люди, которые могут себе позволить. Есть люди, которые заимствуют идеи. Есть люди, которые присматривают какую-то идею, им нравится какая-то ткань в очень красивом, современном или классическом интерьере. Они могут найти подобную или купить такую же ткань и сделать из нее шторы, сшить из нее подушки, поменять чехлы на диванах.
Ива Аврорина: Декоратор должен же быть в некотором смысле психотерапевтом, интерьер же это очень личное.
Ответ
Нет, я считаю, что декоратор должен быть творцом. Если мы говорим об искусстве декорирования интерьера (а те интерьеры, которые появляются на страницах журнала — это лучшие образцы), конечно, это абсолютно бескомпромиссное творчество. Я хочу сделать такой интерьер, потому что я знаю, как это сделать, у меня есть мои идеи. Конечно, они как-то соизмеряются с заказчиками, но просто определенные декораторы не будут работать с определенными заказчиками и наоборот.
Ива Аврорина: Есть классическая история, что рекламные ролики, которые побеждают на различных конкурсах, фестивалях, не работают как реклама. С интерьерами, которые относятся к высокому творчеству, не происходит та же история, жить в них можно?
Ответ
Нет, не происходит. Во-первых, в этих интерьерах живут. Во-вторых, журнал призывает вас к действию, призывает вас так или иначе окружить себя красота. Красота создается из множества предметов. Кто-то просто купит красивую чашку — для кого-то красота начинается с этого, и это хорошо. Если вы можете позволить себе сделать великолепный интерьер — прекрасно. Если вы не можете себе позволить, не говорите, что вы не можете себе этого позволить, — все можно сделать.
Вопрос
Лиза:Алексей, видела интерьер вашего жилья, обратила внимание на столы, стулья и кресла из гостиницы "Украина". Как вы их достали? Была какая-то распродажа или просто нужно связи иметь?
Ответ
Это была увлекательная история. Мне позвонил мой товарищ, сказал, что гостиницу «Украина» закрывают на реконструкцию и, скорее всего, будет распродажа мебели, он пообещал узнать детали и рассказать мне. Я работал тогда в здании напротив гостиницы «Украина». Я подумал: «Что я буду ждать неделю? Там же может уже ничего не будет». Я оделся и побежал через мост. Говорю: «Скажите, пожалуйста, это действительно правда?». Он говорит: «Да, вы можете выбирать». Там было огромное количество мебели. Конечно, ее никак нельзя использовать в дальнейшем, она не представляет собой в таком огромном количестве какой-то исторической, художественной ценности. Были там некоторые уникальные предметы.
Ива Аврорина: Она была какого периода?
Ответ
Это 50-е годы — время строительства гостиницы. Какие-то предметы они просто сохранили на историческом этаже. Но сейчас другие требования комфорта, и как бы нам ни было жаль этого фантастического интерьера, жизнь меняется, меняются интерьеры — все меняется, все перестраивается.
Ива Аврорина: Но есть же английские отели, в которых ничего не менялось с самого начала. И в этом есть своя прелесть.
Ответ
Даже отель «Риц» в Париже закрыт на реконструкцию. Да, это будет отель «Риц», но это будет другой, новый «Риц», отвечающий современным требованиям комфорта. Конечно, там останутся исторические объекты, как, собственно говоря, и там, но все меняется.
Мебель, которая находилась в этой гостинице, изготавливалась по обмерам исторической мебели, которые проводились до войны. Мебель конца 40–50-х годов является вольной интерпретацией классической русской ампирной мебели. Она по-прежнему такая же удобная, очень качественная. Я ворвался в эту гостиницу и, конечно, поделился контактами со своими друзьями дизайнерами, декораторами.
Ива Аврорина: До открытой продажи ничего не дошло?
Ответ
Там не было открытой продажи. Бóльшая часть объектов была просто уничтожена — кому нужны 20 тыс. стульев? Многие интерьеры эти объекты украсили. Я очень рад, что мы что-то сохранили. Я помимо мебели еще приобрел там высокие двери, дверные ручки, элементы паркета, плинтуса. Их, конечно, нельзя по-другому использовать, просто мне это нравилось, и я оставил себе. Конечно, вся историческая мебель и объекты, которые предоставляют какую-то историческую ценность (люстры, бронзовая отделка, часть мебели), там остались.
Вопрос
Анна:Алексей, очень хотелось бы услышать ваше мнение о новом дизайне интерьера Новосибирского оперного театра. Здесь фото предыдущего интерьера: http://x1.ru/old/ . А здесь новые: http://news.ngs.ru/photo/2306593/
Нравится ли вам? Если да, то чем именно? Есть элементы, которые вы бы сделали по-другому? Как этот стиль можно охарактеризовать? Спасибо.
Ответ
Оперный театр — это объект безусловной ценности, то что нужно охранять, оберегать. У вас фантастический театр. Я, к сожалению, не попал на представление, не застал за это время никаких спектаклей. Надеюсь, что мы не в последний раз в Новосибирске и в следующий раз мы скоординируем это все в соответствии с репертуаром. То здание, которое я сейчас увидел, поразительное, это очень красиво.
Что касается интерьера, фотографии которого я видел, у меня, конечно, есть вопросы. На мой взгляд, он стал менее строгим. С другой стороны, там нет кардинальных изменений: там не сбили штукатурку, не сорвали люстры и не повесили что-то ужасное и современное. Все помыли, почистили. Да, может, там использовали материалы, которые не были характерны для этого здания, но здание живет своей жизнью. Если зрителям будет в этом здании комфортно, то это хорошо. А поменять все можно через 30 лет. Поменять ковровое покрытие. Мне оно не нравится. На мой взгляд, оно более характерно для исторических зданий XIX века. На мой взгляд, это выглядит слишком номенклатурно. Можно было добавить чего-нибудь современного, все-таки это была очень современная архитектура. Не надо заигрывать с прошлым. Реконструкцией все-таки занимались архитекторы не того уровня, которые строили это здание.
Ива Аврорина: Чтó бы сделали вы?
Ответ
Просто все это помыл бы и почистил. Я увидел там мебель в кафе. Почему бы не использовать там современную мебель? Почему бы просто не поиграть в это? Вы же не используете там оригинальную мебель 40-х гг., потому что ее просто нет. Некие реминисценции сделаны неплохо, мебельные в том числе — я увидел там в гардеробе. Можно было чуть менее традиционно, чуть смелее, легче.
Ива Аврорина: А цветовая гамма?
Ответ
Мне надо видеть это все. Сопоставить старые фотографии старого с настоящим поэтажно.
Вопрос
Катерина: добрый день! Расскажите, как в этом году модно нарядить елку? Какие цвета и материалы предпочительнее?
Ответ
Елка — это прекрасно. С елками можно экспериментировать каждый год. Давным-давно, когда я был маленьким, я увидел в мамином журнале «Бурда» елку, наряженную однотонными шарами. Меня это так поразило. У нас такого не было в Советском Союзе, мы все начали сразу выбрасывать старые игрушки. У нас есть коробки с современными шарами, есть коробки со старыми. Вы можете сделать в этом году современную елку, купив простые пластиковые шары за 3 рубля, и можете даже выкинуть их потом. А в следующем году сделать елку с красивыми, классическими русскими елочными игрушками, которые, к сожалению, сейчас баснословно дороги. Когда-то они считались китчем, на самом деле таковым не являясь, многие из них являются небольшими произведениями искусства. Не бойтесь экспериментировать. Посмотрите журналы. В декабрьском номере у нас будет все, что касается новогодних украшений для дома, в том числе елка, которую нарядил наш стилист.
Ива Аврорина: И оттуда можно будет взять идеи для маленьких пространств?
Ответ
В февральском номере у нас будет отдельная секция, посвященная маленьким квартирам. Нас часто не безосновательно обвиняют, что для нас маленькие квартиры – это 70 кв. м. Они действительно небольшие. Если бы нам присылали много проектов совсем маленьких квартир, мы были бы очень рады для таких специальных номеров.
Ива Аврорина: Может, дело в том, что те, кто живут в маленьких квартирах, не приглашают декораторов?
Ответ
Да, но у многих людей есть свой хороший вкус.
Ива Аврорина: То есть на страницах Elle Decor может быть интерьер, созданный не профессиональным дизайнером?
Ответ
Да, было такое. Была история, когда нам написала читательница, что она так всегда вдохновлена нашим журналом, что забросила свою карьеру и пошла учиться в архитектурный институт и сама сделала свой первый интерьер.
Ива Аврорина: А человек без образования?
Ответ
Но со вкусом — почему нет?
Ива Аврорина: Были такие примеры?
Ответ
Да, конечно. Я, например, не архитектор и не декоратор. По первому образованию я финансовый аналитик, а по второму — историк искусства. Просто такая насмотренность позволяет… Смотрите журналы, ходите в музеи, берите идеи из воздуха.
Ива Аврорина: А были ли в Elle Decor интерьеры, сделанные людьми абсолютно непрофессиональными?
Ответ
Пару раз было.
Ива Аврорина: Это российские люди?
Ответ
Да.
Вопрос
Алина:Как обустроить маленькую квартиру?
Ответ
Мы часто публиковали маленькие квартиры, в том числе иностранные. Поверьте, и в Париже, и в Нью-Йорке есть очень маленькие квартиры, совсем не такие удобные, как наши квартиры. Наше типовое жилье отличалось все-таки высоким качеством строительства и повышенным комфортом. Архитектура 50–60-х годов в Германии, например, просто чудовищна. По сравнению с этими домами наши 5-этажки — это какие-то просто дворцы по своему удобству: огромные окна, балконы. В то тяжелое время в Европе никто не мог позволить себе такого. Это был период жестокой экономии на всем: на строительных материалах, на отоплении (отсюда такие маленькие бойницы). Поэтому у нас хороший потенциал, чтобы даже в маленьких квартирах что-то делать.
Что важно? Безусловно, планировка, четкое зонирование пространств, качественные вещи, которые должны работать (гардеробные, системы хранения, кухня). По максимуму используйте пространство. Кто запрещает вешать ящики на кухне не в один ряд, а в два, чтобы поместить там как можно больше. Кто мешает использовать антресоли, чтобы убирать туда зимние вещи. Даже в маленькой квартире вы можете себе позволить 2 комплекта штор: на лето и на зиму. То же самое с обивкой мебели — вы можете менять свой интерьер, как вы хотите. Если это маленькая квартира — компактное хранение, компактная мебель, многофункциональная мебель. Современные раскладные диваны не имеют ничего общего с теми диванами-раскладушками, которые были в нашем советском прошлом. Это точно такие же комфортные кровати, просто поменьше. Не покупайте ничего лишнего.
Ива Аврорина: Один из экспертов по дизайну, который у нас здесь был, рассказал, что сейчас очень актуально в самой маленькой квартире делать отдельное спальное место.
Ответ
Безусловно, это важно. Если есть легальная возможность перемещать кухню в большую комнату, то спальню можно разместить в кухне. Не получается — следующий вариант: вы можете сделать темную кухню, разместив ее просто в шкафу. У вас может быть очень маленькая кухня, вы можете просто разделить ее таким образом, что часть кухни вы можете использовать как комнату, а кухня как предмет мебели у вас будет находиться в шкафу. Если, конечно, вы не какой-то безумный кулинар, для которого кухня — дело всей жизни, то с этим можно вполне себе справиться. Просто это должно быть очень функционально.
Ива Аврорина: Чего нельзя категорически на маленьких пространствах?
Ответ
Нельзя плохого вкуса. Не бойтесь крупных объектов. Если это один предмет, он задаст масштаб. Играйте с масштабами: сделайте высокие двери, используйте крупные принты, ничего страшного в этом нет. Будет казаться, что вы можете себе позволить, что у вас большая действительно квартира. Оставьте доступ к окнам обязательно. Это очень важно — не возникает ощущения скученности мебели, заставленности. Вы должны иметь возможность подойти к окну всегда.
Ива Аврорина: А английский вариант с диваном или кушеткой вплотную к окну?
Ответ
Это в английских больших пространствах. Вы можете разместить кушетку, спальное место под окном, но это должно быть что-то низкое, возможно, встроенное, это должно быть как бы частью стены. Понятно, что не может свисать люстра над головой. Но можно использовать локальный свет.
Ива Аврорина: Ваше отношение к промышленному свету в частных интерьерах?
Ответ
Прекрасно. Особенно если в маленькой квартире современные светильники, которые дают много света, не потребляют большое количество электроэнергии.
Ива Аврорина: Это уместно в любых интерьерах, любого стиля?
Ответ
Если мы говорим о небольших квартирах, то все-таки это функциональный дизайн. Вы не должны цепляться плечом за лепнину.
Ива Аврорина: Там может быть кантри.
Ответ
Тогда вы вряд ли сможете использовать такой технологичный свет. Вы можете смягчить функциональный интерьер за счет цвета, за счет ткани. Это хорошее решение, но сама архитектура пространства должна быть простой.
Вопрос
Анна: Ваше отношение к стилю бохо в интерьере? Стоит ли делать всю квартиру в этом стиле или лучше обойтись каким-то одним уголком/комнатой? Как реализовать в маленькой квартире тягу к этом стилю?
Ответ
Сейчас все говорят о бохо — это то, что называется «богемный шик», такие артистические интерьеры для творческих людей. Здесь не надо ограничивать себя. Если у вас маленькая квартира и даже не маленькая, делайте ее всю в таком стиле. Если вы из минималистического пространства входите в бордель махараджи, у вас будет когнитивный диссонанс каждый день. Покрасьте ее всю в сумасшедшие цвета, застелите полы коврами, купите старые деревенские лавки, обейте их какой-нибудь яркой тканью. Но это должен быть такой объект.
Ива Аврорина: Для маленького пространства это не будет слишком пестро и ощущения цыганской кибитки?
Ответ
Почему нет? Это очень уютное ощущение, когда вы находитесь в палатке. Карлсон говорил: «Все любят палатку, особенно если в ней горит маленький огонек». Если это соответствует мироощущению человека, почему нет.
Вопрос
Елена: Сейчас модный дизайн - это лаконичность типа ИКЕА. Это удобно и понятно. Алексей, скажите, как уйти от него. Входят ли в моду какие-нибудь новые направления (с помощью каких элементов интерьера можно к нему приблизиться).
Ответ
Я долго размышлял над тем, что из себя представляет современный интерьер. Еще 1–2 года назад я бы сказал, что это некая современная эклектика, очень виртуозная, многодельная — интерьеры, которые делают французские декораторы, со сложными материалами. Все это все равно очень простые формы. Мы не говорим о классическом французском интерьере с изобильными обивками — даже если это не стилизация под каких-нибудь Людовиков, все равно это порой бывает чрезмерно.
Ива Аврорина: То есть мы не говорим о крайних вариантах типа цыганского барокко…
Ответ
Нет, мы не говорим про цыганское барокко. Мы говорим о хороших образцах, об отелях, которые оформлял великий французский декоратор Жак Гарсия. В его собственном доме — вариации на историческую тему, может, чуть осовремененные. Французы действительно перешли к эклектичному стилю с артистической мебелью, с предметами, которые специально создаются для этих интерьеров. Но все равно это такие многодельные интерьеры. сейчас появился и вырабатывается совсем… что сейчас супермодно, это абсолютно лаконичные интерьеры с минимумом отделки, деталей, худ. покраски, никаких уже обоев. Все очень лаконично, но это не минимализм (то, что мы говорим хай-тек, минимализм) — это все-таки очень холодный стиль, который появился в качестве ответа на безумие 80-х годов. В 90-е годы был минимализм, индустриальный стиль (хромированные поверхности, стекло, холод, технологии). Все успокоились: лаконичный стиль, натуральные материалы в чистом первозданном виде, потому что они так дороги, что вырезать что-то на них — на это ни у кого нет денег. То, что должно работать, должно работать безупречно. Я говорю о том, что петли на дверях должны быть самыми лучшими, двери должны открываться плавно, они не должны раздражать вас. Ручки должны быть приятными на ощупь, должны хорошо работать. На кухне ящики должны быть функциональными: выдвигаться и убираться, — все должно быть разложено, все должно быть под рукой и очень удобно. Гардеробные системы должны вмещать все и все должно быть в великолепном порядке. Плюс уникальные объекты, которые смотрятся как произведения искусства. Это могут быть 2 кресла, винтажных, старинных, 30-х годов, — все что угодно или современная интерпретация какая-то. Эти объекты смотрятся как вещь в себе. Это очень немногословные интерьеры, но 2-3 картинки каждого интерьера говорят о хозяине и о дизайнере гораздо больше, чем то, что было раньше.
ИКЕА — это не плохо, но, конечно, не всё должно быть из ИКЕА, потому что это немного скучно. Там есть замечательные вещи.
Вопрос
Ива Аврорина:Что, на ваш взгляд, вечные ценности в интерьеры?
Ответ
Человек склонен считать то, что у него есть, ненужным, а потом через несколько лет хвататься за голову: куда же я дел бабушкин комод? Бабушкин комод, бабушкин сервиз, пусть он будет даже советского времени. Но у всех своя история. Через эти лихие годы, потрясения, которые были в нашей стране, трагедии так мало что уцелело. Каждая семья имеет свою историю. Это может быть вышитое полотенце, которое прабабушка привезла из деревни, несколько фарфоровых чашек, сохранившихся в аристократической семье, это может быть мебель 50-х или 60-х годов.
Ива Аврорина: Как можно вписать мебель 50–60-х годов в современный интерьер?
Ответ
Отреставрировать, обить современной тканью. Сейчас все охотятся за советской мебелью, надо же что-то находить новое.
Ива Аврорина: Даже если ничего не сохранилось от собственных корней…
Ответ
Создавайте сами свою историю — купите хороший фарфоровый сервиз, пусть он будет суперсовременный.
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max