Мурат Куриев, главный редактор журнала Historicum: «Сейчас миллионы хотят знать неправду»


19 мая 2016   //   Персона

На протяжении долгих лет телеканал «Рен-ТВ» ассоциировался с аналитической передачей Марианны Максимовской «Неделя». В связи со сменой формата передача была закрыта, а её команда покинула телеканал. Сама Максимовская, как известно, стала топ-менеджером PR-агентства «Михайлов и партнёры». А что стало с остальной командой?

Как оказалось, большая её часть, включая экс-руководителя «Недели» Мурата Куриева, в настоящее время занимается выпуском нового исторического журнала Historicum (издатель - TLC Media). Sostav.ru пообщался с г-м Куриевым и выяснил, каково ему и его команде выпускать печатное издание после многих лет, отданных телевидению, и что из себя представляет их новый проект.

Мурат Куриев, кандидат исторических наук. Преподавал в МГПИ им. Ленина, на историческом факультете. Специалист по Новой истории, истории Великобритании. Основная специализация – эпоха наполеоновских войн. Автор книг, статей, учебников истории для ВУЗов и школ. С 1997 на телевидении, работал на НТВ, затем 11 лет руководил программой "Неделя" с Марианной Максимовской на канале РЕН ТВ. Член академии Российского телевидения, вместе с программой – неоднократный лауреат ТЭФИ. С 2016 года - главный редактор исторического журнала Historicum.

- Вы много лет отдали работе на ТВ, не тоскуете?

- Нет. Я проработал там 20 лет, это важный и интересный опыт, о котором я нисколько не жалею. Мы многого добились, ТЭФИ вообще не знали куда ставить. Но я никогда не относился к телевизору серьёзно. Не в плане профессионализма. Телевидение для меня как для человека, имеющего другой опыт – вещь очень важная. Но до телека я написал немало книг и учебников, поэтому просто не мог относиться к телевидению так же, как к своей предшествующей работе.

У меня не было внутренней драмы, когда уходил с телевидения. Жалко было просто расставаться с друзьями, с другой стороны, мы и сейчас продолжаем общаться, просто уже не в рамках ТВ. Для меня главное делать то, что мне интересно. Я бы вот ни за что не ввязался в эту «авантюру», если бы это не был исторический журнал. Тем более, издатели нам доверяют и не вмешиваются в редакционную политику.

Мы никогда не будем доказывать, что наш «русский слон» лучше других, но и в другую крайность бросаться не собираемся. Я против необъективности, но любая объективность в нашей стране может быть воспринята не так. Не врать и писать интересно об интересном – вот наше кредо.

- Расскажите о вашем журнале.

- Несмотря на непростые времена, они решили издавать исторический журнал и сейчас сделали ставку именно на печатную версию. Моя команда приступила к работе над журналом с середины января. Создали совершенно новую концепцию и с момента ее утверждения выпустили уже два номера. В конце мая увидит свет третий июньский номер.

Тут надо пояснить, что наша команда приступила к работе над проектом после того, как было выпущено несколько пилотных номеров, и делал их другой редакционный состав. Издатели не были удовлетворены результатами и продолжили поиски команды, которая бы предложила по-своему уникальный печатный продукт. Мы решили рискнуть и сделать журнал флагманом проекта, хотя ведется разработка онлайн-версии, и мы надеемся, что с ее помощью аудитория издания будет значительно расширена.

- Могут ли подобного рода проекты быть экономически выгодными в сегодняшних реалиях?

- Да, могут. Для экономически выгодного издания важен энтузиазм издателей относительно печатного издания и также онлайн-версия, которую необходимо будет активно развивать. Дело в том, что люди очень интересуются историей, так как перекормлены политикой и развлекательным контентом. Один из журналов, посвященных истории – «Дилетант» как раз и возродился, потому что этот интерес к истории присутствует.

Есть и опыт «Арзамаса»; они пытаются вывести журнал на другой уровень, например, делать лекции на сайте, сделать его интерактивным. С коммерческой точки зрения исторические издания идут к успеху тернистым путем, но это не только у нас, тоже и на Западе. Однако, не смотря на трудности, мы видим большие перспективы нашего исторического журнала как бизнес-проекта.

- Как потребители восприняли продукт?

- Журнал вызывает интерес, его покупают. Выход каждого номера сопровождается рекламной и PR-кампанией. В нашем случае неплохо работает сарафанное радио. Сейчас мы продаемся через розничные торговые сети; принимаем участие в крупных акциях, словом, пытаемся заявить о себе.

 - Что интересно сейчас читателям в данной нише?

- Вы знаете, мне всегда становится смешно, когда я слышу, что люди начинающие издавать исторические журналы при этом говорят, что мы вам расскажем то, чего вы никогда не знали и не видели. Я был профессиональным историком долгое время, поэтому понимаю, что-то неизвестное можно и следует рассказывать только историкам-специалистам, а широкой публике нужно рассказывать то, что известно.

Не секрет, что одни и те же факты можно интерпретировать по-разному. Особенно это касается нашей истории с ее непредсказуемым прошлым. Даже для подготовленного человека, который начитан, обладает базовым гуманитарным образованием и увлекается историей, многое будет в новинку. Сумма фактов, собранная в одном месте, воспринимается по-другому. Поэтому, здесь не идёт речи о чём-то новом. Я также очень не люблю словосочетание «объективная история».

История не должна быть объективной: таковой была только марксистко-ленинская история, потому что она в свое время «была единственно верной».

Мы не стремимся к единообразию при создании материалов, но я слежу за тем, чтобы статьи были поданы примерно в одной стилистике. Это должно быть легко, но не легковесно, интересно, но доступно, нельзя перегружать читателя кучей фактов, в которой он утонет. Нужно рассказывать историю ярко. Например, в майском номере журнала главная тема была сдвоенной - окончание Крымской войны и отмена крепостного права. Мы попытались дать свой взгляд на то, что происходило.

Мы взяли период от окончания Крымской войны до отмены реформ как некую пятилетку, которая подготавливала к этому событию. И нам было интересно, какие изменения произошли за эти пять лет. Мало людей знают об этом. Мы не останавливаемся подробно на Крымской войне, как военной операции, но мы предлагаем подробно познакомиться с теми словами и выражениями, которые вошли в историю только благодаря ей (Крымской войне). Это интересно, когда человек может материализовать историю. Вот так мы хотим работать. И я вижу, что такого подхода нет ни у кого.

Мне не нравится бессистемность в ряде журналов, ведь факт, что люди пытаются писать обо всем, в итоге получается некая «напиханка». Мы уходим от этого подхода. В итоге, конечно, всех читателей удовлетворить не можем, но мы и не ставим перед собой такую задачу.

- Кто он - ваш читатель?

- Наши читатели разного возраста, так как историей интересуются и молодые и немолодые люди. С точки зрения оформления и подачи материала журнал рассчитан на продвинутую часть общества. Мы делаем обложки концептуальными, а не выносим на них некую историческую личность, чтобы все было понятно. Мы принципиально не хотим предлагать читателям информацию «в лоб». Мы продвигаем концепцию, потому что ориентируемся на читателя думающего.

Я часто сравниваю наше время с «перестройкой», если «перестройка» была временем, когда миллионы людей хотели знать правду, то сейчас миллионы людей хотят знать неправду. Для тех, кто хочет думать – наш журнал.

- Как вы находите авторов?

- Примерно четверть контента – продукт нашего творчества, моего лично и творчества квалифицированных редакторов. Это мои друзья, знакомые, люди с большим опытом.

Евгений Матонин, например, человек, с которым мы работали на телевидении, при этом он автор нескольких книг в серии ЖЗЛ (Жизнь Замечательных Людей). Он уже мастер истории, автор книг о Иосифе Броз Тито, Николе Тесле, Якове Блюмкине. Со мной работает Серёжа Ерженков – молодой человек, который даст фору многим профессиональным историкам, он очень хорошо пишет и при этом обладает аналитическими способностями.

Три четверти контента создается приглашенными авторами. Для нас пишет, например, ведущий обозреватель «Спорт – Экспресса» Игорь Рабинер и один из лучших спортивных журналистов страны, Евгений Дзичковский. Найти историка, замечу, легко, найти тех, кто хорошо пишет-это проблема. Исторические факты нужно подавать правильным языком и под правильным соусом.

Мы ввели в журнал большую рубрику о спорте, но в историческом разрезе. Например, в России Чемпионат Мира по хоккею и у нас статья в майском номере о том, как российские хоккеисты все годы разными составами играли в НХЛ, то есть чем отличались одни от других-всё это исторические, по сути, вещи. Скоро выходит очередной июньский номер и главная его тема – день 22 июня 1941 года и трагическая дата 75-летия начала Великой Отечественной войны.

- Ваш журнал, получается, похож на современный глянец, но только отправленный в прошлое?

- Верно. Нам же надо привлекать новых читателей, а некоторые из них покупают журнал только потому, что увидели яркую картинку. Не в обиду коллегам будет сказано, но по уровню дизайна у нас нет конкурентов. На дизайне экономить нельзя, для меня это принципиальный момент. В этом смысле у нас сложилась не только прекрасная дружба, но и партнерство с Вадимом Жакевичем. Жакевич мыслит масштабно, когда он имеет дело с хорошим текстом, то идеи сами зарождаются у него в голове.

- В какой момент вы осознали, что ваша «авантюра» по выпуску журнала успешна?

- По-хорошему, я вижу, что для такого рода изданий необходима онлайн-версия, поэтому не могу говорить об успехе. Думаю, смогу с уверенностью заявить о нем через год. Технически у нас уже почти всё готово. Редакция онлайн версии журнала будет подчиняться непосредственно мне. Там подача информации должна будет быть более оперативной.

Относительно того будет ли контент целиком дублироваться, этот вопрос мы пока еще обсуждаем. Для сайта принципиально важна оперативность. Материалы будут меньше, будут мультимедийные материалы – те же лекции, к примеру. Планируем мы также снимать репортажи. Для этого есть профессиональный опыт и технические возможности.

Андрей Дружинин, Sostav.ru