Сергей Пархоменко: «Хотим сделать «Вокруг Света» инструментом живого общения с читателями»


21 мая 2010   //   Персона
 

 

Сергей Борисович Пархоменко, издатель, журналист, политический обозреватель. Родился 13 марта 1964 г. в Москве. Окончил факультет журналистики МГУ. Бывший главный редактор журнала «Итоги» (впоследствии — главный редактор сайта «Настоящие „Итоги“ — это мы»), а также «Еженедельного журнала». Главный редактор издательства «Вокруг света». Ранее — директор издательства CORPUS. Главный редактор издательской группы «Аттикус паблишинг», генеральный директор издательства «Иностранка», главный редактор издательств «КоЛибри» и «Махаон», один из основателей газеты «Сегодня» (выходила в 1993-2001 гг.), политический обозреватель «Независимой газеты». С лета 2003 г. — ведущий программы «Суть событий» на радиостанции «Эхо Москвы». Один из основателей Московской хартии журналистов. Кавалер французского ордена искусств и литературы.

 

 

 

- В октябре 2009 г вас пригласили в ИД «Вокруг Света». Как обстояли дела в издательстве?

 

 

 

- Я застал здесь очень хорошо организованную и выстроенную издательскую структуру, твердо и уверенно стоящую на ногах. Десять лет тому назад журнал в состоянии руин и абсолютного банкротства, разрухи и безобразия купил Сергей Васильев, гендиректор и совладелец «Видео Интернешнл», потому что много лет мечтал работать с этим изданием, которое любил, без преувеличения, можно сказать – всю жизнь. За десять лет он превратил его в процветающую компанию.

 

 

 

- Каков сейчас общий тираж журнала?

 

 

 

- Сейчас тираж журнала колеблется вокруг 200 000 в зависимости от сезона. На майском номере обозначен тираж 189 375. А общая аудитория – около 4 млн. человек.

 

 

 

Это означает, что имеется значительное количество людей, считающих необходимым говорить, что они читают журнал «Вокруг Света», потому что это имя по-прежнему означает для них что-то очень важное. Это свидетельствует о том, что авторитет журнала все эти годы остается чрезвычайно высоким. Кроме того, огромное количество людей читает его время от времени… Ведь не задается вопрос таким образом: «Кто из вас читает журнал каждый месяц, что бы ни случилось и где бы вы ни оказались?» Достаточно, чтобы журнал присутствовал в круге чтения человека, и тот обращался к нему время от времени. В самом в словосочетании «Вокруг Света» содержится что-то очень важное. И когда у них спрашивают – «Какой журнал вы читаете?», они немедленно выстреливают: «Вокруг света». Такой авторитет составляет огромный капитал «ВС», огромную ответственность и очень тяжелый груз.

 

 

 

- С какой целью запланированы изменения в дизайне и обновления модели и формата издания?

 

 

 

- Конечно, изменения продиктованы и коммерческими соображениями, а не только общим умозрительным желанием «стать современнее». Потому что мы должны думать о том, что будет, когда тех людей, чье отношение к журналу сформировалось, может быть, еще несколько десятилетий назад, когда журнал играл огромную просветительскую роль в запертом за железным занавесом СССР, - окажется меньше просто по естественным причинам. Поколения сменяют друг друга, и рано или поздно наша аудитория будет состоять из людей, для которых словосочетание «Вокруг Света» изначально не будет означать ничего особенного, потому что у них на даче не лежит подшивка журнала за 1972 год, любовно собранная в свое время родителями. И именно это заставляет компанию, которая полностью содержит себя, приносит доход акционеру, развивает разного рода перспективные проекты, которые станут прибыльными только в достаточно отдаленной перспективе, задумываться над тем, как реформировать себя, как развиваться дальше, как «менять батарейки» в самой себе, чтобы хватило на следующие десять лет. И владелец компании пригласил меня ровно по ходу этих размышлений и ровно с этой идеей - давайте вместе попробуем обновить процветающую компанию.

 

 

 

Задача нетривиальная, потому что она прямо противоречит традиционному «народному» принципу – пока вещь работает, не трогай, а то сломаешь… Со многими вещами на свете дело обстоит именно так: и с детскими игрушками, и со сложными машинами, и с компьютерными программами. А вот, похоже, в сфере медиа он не действует: на том этапе развития, на котором находится наша медиаиндустрия, как раз таки и надо «трогать», пока работает, ибо потом уже будет поздно. Вот в этом вся ответственность, напряженность момента.

 

 

 

- Можно ли сказать, кто читает «ВС»?

 

 

 

- Поскольку аудитория, по данным исследований - в 4 млн, очень большая, то она в значительной мере повторяет средний профиль российского населения. Оказывается, что мы довольно точно повторяем среднестатистическую структуру в возрастном, образовательном, профессиональном разрезе… У нас, к примеру, приблизительно такой же процент людей с высшим образованием, сколько их есть в российском обществе в целом.

 

 

 

- А кто ваши рекламодатели?

 

 

 

- Самые разные – производители часов, автомобилей, лекарств, алкоголя и сигарет, как и в любом издании с обширной аудиторией. Понятно, что издатель мечтает всегда об одном и том же – чтобы рекламы было намного меньше, и она была как можно дороже. Чтобы в идеале в каждом номере стояла одна-единственная рекламная полоса, но чтобы была она из чистого золота, и стоила бы таких несусветных денег… чтобы безбедно жить всю оставшуюся жизнь.

 

 

 

Конечно, нам хотелось бы все еще улучшить, сделать рекламу еще красивее. На нас работают лучшие фотографы мира. Между прочим, важно, чтобы реклама – и по уровню дизайна, и по качеству исполнения, - была на уровне этой «изобразительной среды».

 

 

 

- Сергей, почему журнал «Вокруг Света» продолжает оставаться популярным и читаемым, несмотря на экономические неурядицы?

 

 

 

Во-первых, у нас в руках замечательный издательский бренд с 15-летней репутацией. Это колоссальная сила, прямо-таки сметающая все на своем пути. Десять лет назад журнал, который тогда обрел нового владельца, сделал очень серьезное усилие, чтобы стать современным и способным к интенсивному развитию, - и это спасло его от катастрофы, в которой оказались другие авторитетные научно-популярные и познавательные журналы.

 

 

 

Уже тогда было принято важное решение - не пытаться просто усидеть на этой «нефтяной скважине» и качать из нее прибыль, а сделать журнал инструментом живого, интенсивного общения с читателем. И я очень надеюсь, что сейчас, десять лет спустя, мы делаем еще один очень серьезный шаг. Продолжая аналогию с нефтью – мы занимаемся разведкой, бурением, переработкой, а не одной только добычей.

 

 

 

И вот теперь журнал снова на пороге очень глубокой реформы: уже июньский номер выйдет в радикально обновленном варианте, с новым макетом и логотипом, в новом формате, с новой структурой, с заметно расширившейся линейкой тематических интересов.

 

 

 

Все равно ведь имени «Вокруг Света» предстоит жить и развиваться – что бы ни случилось. Нам на будущий год исполнится 150 лет. И это только начало.

 

 

 

 

 

Галина Осовская

 

Источник: www.maart.ru