ТВ-кухня Тины Канделаки


26 января 2011   //   Персона

— Минувший год начался с радостных новостей о том, что мировой кризис наконец-то пошел на спад. Но, говорят, что ТВ от этого кризиса только выиграло — люди, начав экономить, все чаще оставались дома и смотрели телевизор. Согласны?

— Могу сказать, что благодаря кризису телерынок очистился. Снизились цены, которые очень быстрыми темпами росли до 2008 года, все стали более осмысленно подходить к созданию телепродукта, а конкуренция возросла.

— Вместе с тем в 2010-м вырос объем рынка платного телевидения. С чем это связано?

— Посмотрите, когда-то давно в стране существовал всего один телеканал, все его вечером смотрели, а наутро обсуждали увиденное. Прошло несколько десятилетий — каналов стало больше, затем появилось кабельное и цифровое ТВ, насчитывающее сотни каналов. Огромная аудитория, которая раньше была монолитной, теперь дробится на ниши: кому-то интересны биржевые котировки, кому-то — артхаусное кино, а кому-то — передачи для взрослых. Разумеется, за возможность смотреть только то, что ты хочешь, да еще и без всякой рекламы, нужно платить. Это нормальная рыночная ситуация. С другой стороны, когда продюсер концентрируется на создании узкоспециализированного контента, он старается предоставить своим подписчикам очень качественный, отточенный во всех смыслах продукт. За качество люди готовы платить деньги, это абсолютно здравое и позитивное явление. Например, у «National Geographic Chanel» 160 миллионов подписчиков во всем мире, а у «Discovery Chanel» — более 430 миллионов. Это, пожалуй, самые яркие примеры прибыльных нишевых телеканалов. Кстати, один из самых влиятельных каналов в мире CNN вырос из кабельного, платного ТВ, а не был создан государством.


— Уже на нынешнем этапе у зрителей огромный выбор источников информации. Откуда вы предпочитаете черпать ее?

— Сегодня для потребителя первоисточник уже не важен. Если он не услышал новость по радио, то обязательно прочитает ее в интернете или увидит по телевизору. Я пользуюсь всеми средствами массовой информации: дома я смотрю телевизор, в машине слушаю радио и читаю твиттер, в офисе я читаю интернет-прессу, а фоном при этом работает информационный канал «Россия 24».

— А как же НТВ, рейтинг которого в Москве очень высок?

НТВ показывает Лигу чемпионов, а еще делает реально модное и актуальное телевидение, максимально приближенное к жизни. То, что многие называют «чернухой», на самом деле мало отличается от реалий сегодняшнего дня. Как апофеоз всего этого — популярность сериала «Глухарь», показывающего людей такими, какие они есть. Не пригламуренными, а настоящими. И, как оказалось, аудитория готова и хочет видеть мир без прикрас. Мне кажется, люди просто устали от глянцевой, фальшивой красоты на ТВ. Они соскучились по «щербинкам», «трещинкам», изъянам.

— Можно ли этим объяснить популярность сериала «Школа» на «Первом канале», в котором старшеклассники хамили учителям, пили, курили и занимались сексом?

— «Школа» и «Глухарь» в некотором роде явления одного порядка. В обоих случаях мы видим правду без прикрас и одновременно некий законченный художественный замысел. И там, и там могу отметить прекрасную игру актеров, интересную режиссерскую манеру, притом что сериалы, конечно, абсолютно разные и преследуют разные цели. «Школа» задает очень болезненные вопросы, в том числе и по поводу всей системы среднего образования. Разумеется, нельзя сказать, что все школы такие, как та, что в сериале. Но все мы прекрасно знаем, что сюжет взят не с потолка. Режиссер Гай-Германика гипертрофирует проблему, доводит до абсурда, зато добивается должного эффекта — на общество «Школа» произвела эффект шоковой терапии. Проблема масштабировалась и на нее отреагировали все — от рядовых граждан до министра образования.

— Одни каналы шокируют, а другие собирают урожай статуэток «ТЭФИ». В 2010-м шесть «Орфеев» досталось РЕН ТВ. Получается, мнение телеакадемиков с мнением аудитории не совпадает?

— К сожалению, кому бы ни дали «ТЭФИ», это никакой роли не играет и ни о каких сверхзаслугах не говорит. Телеакадемики выделяют победителей, исходя из своих субъективных взглядов. Так что самый честный показатель пока — это, все-таки, рейтинг. Только он говорит о том, какое телевидение люди выбирают.

— В 2010-м бурно обсуждалась тенденция слияния интернета и телевидения. Поглотит ли всемирная сеть ТВ?

— Конечно, нет. Тотальная интерактивность, обмен мнениями — все это стимулирует рынок телепроизводства к развитию. Чтобы понять, какие программы популярны у молодой аудитории, сегодня достаточно зайти в понедельник на главную страницу YouTube. В Америке после организованного в твиттере обсуждения одного сериала его рейтинги выросли в два раза на восточном побережье и на 60% на западном. Более того, сейчас меняется сам принцип телесмотрения. С появлением новых портативных устройств человек больше не привязан к дивану, он может смотреть ТВ где угодно. К 2020 году у каждого гаджета будет свой индивидуальный IP-адрес, и каждый гаджет будет выполнять функции доставки контента потребителю независимо от источника, будь то газеты, журналы или телепрограммы.

— В 2010 году в интернете был запущен цифровой канал «Дождь», показывающий все, что происходит в студии в прямом эфире. Считаете ли вы этот подход новаторским?

— Первая попытка реализовать такую идею была на телеканале «О2ТВ». Правда, тогда воплотить ее не удалось. Но думаю, телеканал «Дождь» тоже окажется удачным: формат 24 часа онлайн, безусловно, будет работать.

— Но пока что интерактивные проекты не могут поспорить с развлекательным ТВ, ставшим в последнее десятилетие мегапопурярным…

— Исследователи давно подметили, что современные жители больших городов в течение рабочего дня подвергаются большому количеству стрессов, очень устают, и вечером дома они просто не готовы слушать по телевизору длинные заумные речи. Реалии таковы, что информация легче воспринимается и усваивается в развлекательном формате. Недаром на Западе, а теперь и у нас популярность получил формат инфотейнмент, подразумевающий симбиоз развлекательного и познавательного элементов эфира. Именно этими принципами мы и руководствовались, когда придумали программу «Инфомания» — в легкой форме она информирует о последних тенденциях в сфере образования, карьеры, технологий, подвергает анализу важные сдвиги в обществе.

— В 2010-м с «Первого канала» ушел любимый публикой Геннадий Малахов, сказав, что телевидение «все соки из него выжало». Примерно тоже самое когда-то произнесла Лолита Милявская, покинувшая «Без комплексов» и тоже на «Первом». Телевидение — это школа выживания?

— Вы забыли сказать, что Ларри Кинг тоже уходит (смеется). Если вы имеете в виду, что не все выдерживают эту гонку, да, это так. Телевидение видят все, поэтому громкие уходы обсуждаются всей страной. В других сферах происходит то же самое, не все выдерживают, просто эти сферы не такие публичные, мы о них меньше знаем. Люди срываются в любом бизнесе, это их личная проблема.

— В свое время с экрана исчез и Леонид Парфенов, но вернулся и в 2010-м на церемонии вручения ему премии имени Влада Листьева удивил публику острыми высказываниями в адрес современного ТВ. Согласитесь ли вы с его мнением, что «корреспондент не журналист вовсе, а чиновник, следующий логике служения и подчинения»?

Дело в том, что я отношусь к иному поколению, нежели Леонид Геннадьевич, поэтому несколько по-другому смотрю на эту проблему. По моему мнению, люди, желающие получать разностороннюю информацию и ту журналистику, о которой говорит Парфенов, теперь такую возможность имеют. Я знаю, что он не пользуется компьютером, все пишет от руки. Между тем никто же не отменял интернет, сетевую журналистику. Не секрет, что любое озвученное мнение всегда является отображением интересов каких-либо групп. Владимир Познер справедливо сказал, что на CNN невозможно выступать против Теда Тернера. Меня абсолютно не удивляет, что на государственном ТВ показывается государственная точка зрения, на частном ТВ, как в случае канала «Дождь», чья-то другая позиция. И так происходит во всем мире. Российские телезрители, которые хотят иметь доступ к альтернативной точке зрения, имеют такой доступ — нужно просто зайти в интернет.

— Совсем недавно мы стали свидетелями телевизионной атаки на мэра Москвы Юрия Лужкова. Насколько важную роль в его отставке сыграли СМИ?

— Телевизионная атака на Лужкова назревала давно: по поводу Юрия Михайловича хотелось высказаться всем на протяжении последних пяти лет. Но журналисты сдерживались в силу его присутствия в политической жизни страны. Как только стало понятно, что он из политической жизни выпадает, все высказали все, что накопилось за годы.

— Кроме политических событий 2010 год запомнится еще и необыкновенной жарой. Верите в глобальное потепление?

— Главное, чтобы не было глобального похолодания. Все остальное переживем.

— По иронии судьбы, в этот же знойный год вышел фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Предстояние». Как вам кажется, картину можно назвать успешной?

— Никита Сергеевич недавно был у нас с Андреем Колесниковым в гостях в программе «Нереальная политика» на НТВ. К тому моменту страсти по поводу картины улеглись, и после небольшого тайм-аута у него появилась возможность осмыслить все произошедшее. Он говорил о тайном заговоре, ниточки которого ведут чуть ли не в Америку. Не знаю, правда это или, может, он мрачно пошутил, но одно я могу сказать точно: у многих зрителей личное отношение к Михалкову действительно наслоилось на впечатления от самого фильма. Лишь единицы смогли на три часа абстрагироваться от всего, что они думают, знали или читали про Михалкова, и спокойно посмотреть картину. И вот именно от них я слышала достаточно нейтральные, иногда даже положительные отзывы. Скажу честно, Михалков так прочно и надолго вошел в нашу жизнь, он так часто напоминает о себе — взять хотя бы публикацию манифеста или историю с налогом на «болванки» — что теперь стало очень сложно воспринимать его творчество непредвзято. Хотя стать режиссером уровня Михалкова никому из тех, кто его хулит, пока не удалось. Когда появится достойный оппонент, тогда и критика будет убедительной. До этих пор можно сказать только одно: Никита Михалков — великий режиссер, вошедший в историю российского кинематографа.

— Еще один персонаж, который постоянно на слуху — Филипп Киркоров. Как вы восприняли новость о том, что он избил режиссера «Золотого граммофона»?

— Могу сказать одно: в момент, когда вы задаете мне этот вопрос, мы с Андреем Колесниковым готовимся к встрече с Киркоровым в рамках программы «Нереальная политика» на НТВ.

— Затронете вопрос «о наболевшем»?

— Признаюсь, тут нас опередил Андрей Малахов, вылетевший специально для этого в Израиль…

— Другим громким событием в мире отечественной поп-индустри в 2010 году стало 15-летие группы «Иванушки International». А в апреле самому молодому участнику трио — Кириллу Андрееву — исполнится 40. При этом коллектив  продолжает собирать полные залы юных поклонниц. Два участника британской «мальчиковой» группы «Take That» также разменяли пятый десяток, что не помешало квинтет выпустить новый альбом, который стал самым быстрораспродаваемым диском XXI века.

— Будьте спокойны, с миром ничего не происходит, он просто ностальгирует — по «Take That» чуть больше, чем по «Иванушкам». Существует, кстати, альтернативный тренд в мире. Сладкоголосые бойз-бенды больше не на коне, зато появилась мода на «ботаников». Все смотрели фильм «Социальная сеть» и понимают: вот он, новый герой. Если Цукерберг начнет продавать билеты на свое шоу, их будут расхватывать как горячие пирожки.

— Как и шоу Леди Га-Га — самого успешного соло-исполнителя 2010-го. Как вы относитесь к ее экстравагантным нарядам, платью из сырой вырезки?

— Американская музыка — настоящая индустрия, где все процессы синхронизированы. Она работает как один большой завод по производству суперзвезд. Леди Га-Га в этом смысле не исключение. Эта певица отвечает всем запросам времени, нравится и японским детям, и французам. Она социализирована, борется за права секс-меньшинств, помогает «Гринпису», рекламирует русскую водку и делает все, что могла бы делать Мадонна, будь ей по-прежнему 22 года. Бренд Мадонны до сих пор актуален, но возраст дает о себе знать, вот и была создана новая звезда — современная, модная, провокационная. Феноменальный успех Га-Ги как раз связан с тем, что никаких новых трендов в этой среде не вырабатывается, продюсеры используют уже известные и хорошо «обкатанные» образы. Следующая планетарная звезда-мужчина обязательно должен быть похож на Майкла Джексона.

— Героями новостей прошедшего года стали не только люди, но и животные. Вас не пугают акулы, пожирающие туристов на Красном море?

— Безусловно, я соболезную родственникам людей, попавших в эту страшную историю, но не могу не отметить, что такие случаи в мире уже происходили. Катастрофы и трагедии случаются регулярно. В силу тотальной информационной связанности всего земного шара, любая подобная новость становится теперь гораздо более значимой. С таким же успехом можно сказать, что я боюсь маршруток, вечно попадающих в аварии, или самолетов, которые нередко падают.

— Составьте ваш собственный рейтинг главных событий 2010 года.

— Поступлю эгоистично и расскажу о главных событиях в своей жизни. Я горжусь тем, что мои дети стали разделять мои интересы: Леонтий увлекся интернетом, и теперь они спорят с Меланией о том, кто из них больше понимает в сетевых процессах. Моя компания, специализирующаяся на PR и телепроизводстве, показала существенный рост. В первый же год существования «Инфомании» на СТС ее средняя доля в целевой аудитории держится на уровне 12%, клуб тележурналистов «ТЭФИ» отметил проект спецпризом за сближение телевидения и интернета. Программа «Нереальная политика», которую я веду и продюсирую вместе с Андреем Колесниковым, перешла на НТВ. Проект сильно прибавил, став более актуальным: сразу же после отставки Лужкова у нас в гостях был Владимир Ресин, Деми Мур и Эштон Катчер дали единственное интервью во время своего приезда в Россию. Наконец, в 2010 году я начала вести собственный курс лекций: занятия в РГГУ были посвящены возможностям, которые открыл интернет.

Елена Колосенцева, обозреватель журнала "ТВ Парк"