Александр Хилькевич: «Крашеная марля никому не нужна...»


09 февраля 2011   //   Персона

– Александр, каковы ваши впечатления от пермского «Красного платья — 2011»?
– Я не был в Перми несколько лет, и могу отметить, что за эти году разительно повысилось качество исполнения моделей. Это важно. Как известно, идея может быть самой фантазийной, но если платье плохо сконструировано и сшито, модель недостаточно хорошо отутюжена и плохо сидит, эффект будет уже не тот. На этом конкурсе мы видим, как из года в год растет качество портновского мастерства, что особенно важно в моделях от кутюр, которые связаны с пошивом на конкретного клиента. Ведь в этом случае человек платит не только за модель, но и за то, чтобы «не опозориться»
чтобы рукава и пуговицы были крепко пришиты и в ответственный момент не произошел какой-либо конфуз. От таких моментов хотелось бы максимально дистанцироваться.
Большой плюс этого конкурса заключается в том, что он позволяет региональным дизайнерам совершенствовать свое мастерство, дизайнеры выслушивают определенную дозу критики, и это поднимает их уровень.

– Какие замечания были высказаны вами дизайнерам?
– Мы говорили модельерам о том, что «Красное платье» – конкурс, который имеет отношение, прежде всего, к моде. Это не фестиваль двойников или театрального, сценического костюма. Это конкурс одежды — модной и современной. Молодые дизайнеры должны помнить о том, что в основе любой модели, предлагаемой на конкурс, должна лежать современная мода, актуальные модные конструкции. Они, естественно, меняются. И предлагать на конкурс то, что давно уже не модно, или никогда не было модно, - большая ошибка. Второй момент, который обязательно должны учитывать дизайнеры, это понимание того, что нельзя конструкцию модели, общую эстетику модели приносить в жертву идее и какой-то ложной декоративности. Вы захотели сделать декор, вы его сделали. Но сама модель от этого умерла. Такое недопустимо. И еще одно пожелание к дизайнерам — хотелось бы увидеть более профессиональный подход к выбору тканей. Выбор ткани — это первое, с чего начинается работа дизайнера над моделью. Я являюсь председателем практически всех крупных конкурсов, которые проходят у нас в стране, и могу сказать, что эта проблема характерна для многих региональных конкурсов. Ошибка, допускаемая еще на уровне преподавания, заключается в том, что идея модели рождается сначала на бумаге и в эскизах, а уже потом, на какой-то предпоследней стадии студенты или начинающие модельеры начинают лихорадочно подбирать ткань и пытаются интерпретировать свою идею... Между тем, все именитые российские и мировые дизайнеры начинают свою работу с ткани! Они трогают ткань, ласкают ее, разговаривают с ней. И только только тогда появляется идея. По другому не бывает... Для удачного показа нужны две основные вещи, которые дают дизайнеру потенциал: работа с тканью и подбор музыкального сопровождения для подиумной презентации.


– Возможно, у местных дизайнеров просто нет денег на хорошие ткани, или они не могут их достать?
– Глупости все это. Сейчас в стране все есть. Вы можете купить любую ткань и совсем не обязательно, что она будет стоит какие-то запредельные деньги. Это просто лень. Если у человека к этому талант, он должен «гореть» желанием найти интересную ткань. Советовать дизайнеру, как ее искать — все равно, что повару заявить, что для того, чтобы сделать омлет, ему понадобятся яйца. И это не оправдание, когда молодые дизайнеры говорят: мы начинающие, у нас нет денег. Дайте нам денег, мы купим хорошую ткань. Это все ерунда. У них в руках та профессия, которая кормит. Дизайнер должен шить вещи, которые пользуются спросом, получать деньги, и на них закупать ткань для того, чтобы шить коллекции и повышать свой уровень. Когда человек хочет быть финансистом, он не ходит и не говорит «будьте моим спонсором, я хочу открыть на ваши деньги банк». Почему же мы говорим так о дизайнерах? Многие воспринимают дизайн только красивую глянцевую картинку. Мода — это подиум, это софиты, это свет, который на вас падает, блестки и т.д. Но многие забывают, что мода это труд, это бизнес. А что такое бизнес? Это необходимость создавать такие вещи, которые пользуются спросом и получать деньги для своего развития. По-другому не бывает.

– Какие модели вам понравились на этом конкурсе?
– Могу сказать по каждой номинации несколько имен. Во время судейства не было больших расхождений, мы совпали по мнению и с зарубежными коллегами. В номинации «от кутюр» я бы выделил первую коллекцию авторов Риты Шингареевой и Екатерины Петровой – «Индира Ганди». В номинации «Образ» понравилась так же работа Риты Шингареевой – коллекция «Сердце Фриды». В номинации «Креатив» я бы отметил коллекцию № 2 (Наталья Катаева, Елена Алексеева, коллекция «Маргарет Штайн»). Можно отметить так же Анастасию Орлову (коллекция «Жанна Д-Арк»), Вячеслава Гладкова (коллекция «Царица Египта»), экспериментальную коллекцию Ильи Епишина «Королева галактики Валентина Терешкова), «Леди Гага» Натальи Останиной, колекцию «София» (дизайнер Любовь Мазуркевич).

– Если бы вы делали коллекцию на этот конкурс, какой образ выбрали бы вы?
– Первое, что приходит в голову – Майя Плисецкая.

– Как вы оцениваете уровень пермского конкурса на фоне других российских фестивалей?
– Я бы не стал ранжировать конкурсы. Все мы пока находимся в начале большого пути. Российская мода только сейчас, по большому счету, начинает задумываться о своем профессионализме и о том, как она будет развиваться дальше. Раньше были «игрушки» и освоение спонсорских денег, мода как бизнес складывается только сейчас. Что касается будущего российской моды, у нее есть очень большой потенциал, при условии, что студенты будут уделять этой своей специальности в десять раз больше усилий, чем сейчас. Любая перспективная разработка требует усилий. Для многих сейчас мода по-прежнему игра, и в то же время, есть очень сильные ребята, есть очень сильные преподаватели, студенты которых вырастают до уровня, который позволяет устраивать их в престижные Дома моды, например, парижские. Такие прецеденты и перспестивы есть. Надо просто много работать.
О пермской моде скажу деликатно: нет предела совершенству. Есть основа, опыт работы с конструкцией. Теперь эту основу нужно интерпретировать в хороших тканях. Бедность нынче не в моде. Кризис – не кризис, а одежда должна быть красивой... Крашеная марля сегодня никому не нужна.

– Есть ли в стране учебные заведения высокого уровня, выпускающие модную «элиту», открывающие таланты?

– Я могу сегодня говорить о двух современных сложившихся структурах, которые могут отбирать и готовить эти таланты. Первая - лаборатория моды Вячеслава Зайцева, вторая — Ивановская текстильная академия, кафедра текстильного дизайна Натальи Мезоновой.

– Сегодня мода имеет какое-то особенное значение, чем важны подобные конкурсы?

– Для той территории, которая сегодня организует подобные конкурсы, мода не только часть культуры. Во всем мире мода – это политика. Через модные мероприятия, через их грамотное позиционирование удается привлекать внимание к региону. От того, насколько часто упоминается территория через призму фэшн-мероприятий, которые часто перерастают в крупные культурные и светские события, на которые съезжаются знаменитости, зависит привлечение дополнительных инвестиций, за которые идет постоянная борьба. Поэтому очень важно, чтобы вы у себя поддерживали конкурс «Красное платье», важно, чтобы конкурс нашел и поддержку властей, которая поможет конкурировать ему с другими российскими фестивалями. 

Фото: Алексей Слай

Подробности о конкурсе здесь