Любовь к себе
-Маргарита, расскажите о том, как из студентки журфака вырос издатель и главный редактор журнала Эгоист generation, то есть вы?
-На самом деле, я лет в 10 поняла, что хочу быть писателем. Я уже тог да осознавала, что для меня важно сотворить нечто, имеющее материальную форму, что останется после меня. Ну, были ещё параллельные варианты: я хотела работать следо вателем, что, наверное, сейчас стран новато выглядит (смеётся). Много лет эта идея во мне подспудно жила, мы играли в такие игры, мне было интересно распутывать и выстраи вать в понятную картину нечто тай ное и нелогичное. И, видимо, эти два желания, в итоге, и совместились в одной профессии-журналист! (смеётся) Здесь есть и творчество, и исследование. Хотя журналисти ка для меня не такая высокая про фессия, как писательство. То, что ты творишь, во что вкладываешь вдохновение, всё проходящее. И для меня поступление на журфак было таким важным шагом к писательс кому мастерству. Я понимала, что в юном возрасте нельзя претендовать на это звание - писателя, по тому что оно требует определён ного знания жизни и психологии людей. В моём случае это так. Я счи таю, чтобы ты реально мог людям
-И в какой вуз вы решили пойти?
-В МГУ, конечно, на газетное отделение журфака.
-Тогда тоже был творческий конкурс, помните, как проходили его?
-Помню, что балл был очень высокий. И 5 публикаций, необходимых для подачи документов, я сделала в «Московском комсомольце» и в Агентстве печати «Новости». Моё первое задание было написать про рабочие общежития, и я отправилась в общежитие Войковского завода. В таких местах я до этого не бывала. Это было страшно: гниющие комнаты, жуткий запах, тараканы повсюду. А главное - люди, без надежды и без будущего, которым было со вершенно некуда деваться. Меня они восприняли как шанс, чтобы их боль дошла до других людей, я столько историй выслушала. Я все это описала, а в то время это было очень смело. И когда я принесла статьи в приёмную комиссию, те, кто там работал, узнали мои публикации. Так приятно было!
-Был ли момент, когда вы поняли, что писатель - это не то и вы хотите быть именно журналистом?
-Нет, таких мыслей у меня никогда не возникало. Я просто занималась своей профессией и получала удовольствие. Был у меня период, когда я решила пойти в аспирантуру, сдала все кандидатские минимумы на «пятёрки» (у меня красный диплом), выбрала интересную тему, а потом поняла, что не могу ходить в библиотеку и сидеть там целыми днями, глядя на облезлые стены и отрешённых людей, потому что все это вгоняет меня в депрессию. Я пошла работать. В журналистике в этот момент был провал, и я попала в пресс-службу одного банка. Мы писали статьи на банковскую тему, книжки на ту же тему, диссертации… Хотя я не экономист,
-И что было дальше?
-А дальше было телевидение, Первый канал. Репортажи в утренней программе, но недолго и немного. Я даже придумала сама передачу, она, правда, не вышла в эфир. Я сделала «пилот», то, что мне было очень интересно - мне хотелось вы пустить психологическую программу, которая раскрывает известную личность: как человек идёт по жизни, строит свою судьбу и внутренний мир, добивается успеха и переживает провалы и трагедии, использует ли
-…Вы были бы первооткрывателем такого жанра в России.
-Получается, что так. Но у меня не хватило знакомств и рычагов воздействия, чтобы пробить эту программу. Сейчас это было бы гораздо проще. Теперь мне предлагают делать программу, но совсем нет времени.
-Наверняка, не жалеете о том, что тогда не пробили?
-Конечно, не жалею! Ну не сложилось и ладно. Я стараюсь не жалеть. Перешагнула и пошла дальше.
-Я смотрю, у вас в журнале прослежи вается все та же концепция, что и в идее программы…
-Да, в журнал, спустя несколько лет, вошло то, что я хотела тогда сказать. Мне это всегда было интересно. И после той неудачи с телевидением, на которое я не очень и претендовала, я пошла работать в журналы «Профиль» и «Карьера», изданияодного издательского дома. Откуда меня года через 4 уволили, хотя я была очень неплохим автором.
-Причину скажете?
-Она была совершенно не журналистская, личная. Как мне потом передали, я не оказала одну услугу, связанную с моими знакомствами.
-
-Бывает и такое. Для меня это был большой психологический удар, потому что это было несправедливо. Я работала без выходных и праздников, выкладывалась, мои статьи замечали, некоторые были скандальными. Меня надо было, по крайней мере, сделать редактором отдела, а меня уволили (смеётся). С другой стороны, я это потом уже поняла, что очень этому рада, потому что просто так я бы не ушла, не сделала бы шаг вперед.
-Привычка?
-Да, жалко терять налаженную жизнь, я бы долго колебалась, это было бы непростым самостоятельным решением, может, я бы и не решилась. Но я бы не увидела себя с другой стороны, если бы не ушла. Работая там, я никогда не хотела быть начальником, только автором, потому что автора знают больше, а хотелось творчества, отдачи, известности… А в редакторстве нет творческого начала. Хотя теперь я, являясь главным редактором и издателем журнала, совсем так не думаю - журнал тоже может быть творческим и авторским проектом!
-После увольнения вы взяли тайм-аут или ушли в другой проект?
-Удачно совпало: мы с мужем как раз переехали, и я должна была привести квартиру в порядок, что должно было меня занять на какое-то время, а потом уже думать, куда идти. Но я не успела ничего сделать дома, прошло меньше недели, как меня пригласили на должность редактора отдела в газету. Ты можешь многого не знать, но должен научиться, как разбираться в любой теме. Журфак МГУ дал мне эрудицию, широту понимания мира и явлений
-Новый для вас опыт?
-До того ни разу не работала в ежедневной газете, несколько публикаций для поступления не считаются. В газете «Россiя» (это не та, что зюгановская) уже было некоторое количество моих коллег, которые тоже ушли из «Профиля». Как только они узнали, что я без работы, мгновенно меня туда притащили. Ежедневная газета - это очень тяжело, поначалу мне даже страшно было. Ежемесячный журнал по сравнению с ней - просто каникулы. Даже еженедельный журнал, которым был «Профиль», во много раз проще. Я до этого никогда не работала организатором в журналистике, а там я создала отдел, он назывался отделом светской хроники, но в принципе нас интересовали интервью с персонами о жизни, а не кто что надел. Плюс у меня была психологическая страница, которую я курировала. Я научилась организовывать процесс так, чтобы авторы работали, сдавали все вовремя, научилась налаживать с ними отношения - они же все люди творческие, непростые! Конечно, мне приходилось много редактировать. Я выработала свой стиль обращения с чужими текстами - бережный к авторской манере выражать мысли; мне при ходилось придумывать огромное количество заголовков и я научилась этому, что очень трудно, как афоризмы сочинять, это не каждый может. Но сейчас моего участия в этом плане требуется уже меньше.
-Долго вы в газете проработали?
-Нет, месяцев 9. В
-Опыт работы в газете сказался?
-Я научилась быть организатором, причём быстро научилась, иначе не выходила бы газета с моими полосами! Уже через месяц-два всё было по накатанной. И вот дальше я начала придумывать то, что интересно мне. Придумала концепцию.
-Вот про это хотелось бы подробней, если можно!
-Мне было важно (и важно до сих пор!) всё, что касается развития личности в самых разных направлениях: духовном, душевном, интеллектуальном, физическом, материальном. Мне всегда необходимо было
-То есть в журнале есть внутренняя система?
-Конечно.
-Журфак вам помог именно как журналисту?
-Ну, конечно! Это же образование, причём хорошее филологическое образование. Не могу сказать, чтобы меня там научили писать статьи, этому меня другие люди учили. Журфак дал эрудицию, широту понимания мира и явлений. Ты можешь многое не знать, но должен научиться, как разбираться в любой теме, о которой предстоит написать.
-Что было дальше? Вот вы придумали рубрикатор в журнале…
-Я придумала идеологию. А дальше мы за месяц сделали первый номер. Конечно, я собрала людей, которым доверяла, которых знала раньше. Издание - это коллективная вещь. Мне изначально хотелось сделать авторский журнал: у каждого автора свой стиль, свой слог и они эксперты в своей теме. Я выбирала специалистов-историков, культурологов, психологов, бизнеc-тренеров…
-Состав редакции сильно изменился за шесть лет?
-В основном, нет. Конечно, с
-С первого номера и до нынешнего момента сильно ли заметна разница, эволюция издания?
-Конечно, эволюция есть, но система осталась та же. В первых номерах глубина статей не была меньше, они не были менее художественными или хуже написаны, нет. У нас не устаревает 95 процентов информации, лишь 5 процентов - это новости, теряющие актуальность. Поэтому журнал не выбрасывают, а хранят, как собрание сочинений. Отличие первого номера от сегодняшнего в количестве рекламных материалов.
-С чем это связано?
-Проект коммерческий, мы должны зарабатывать деньги. Тут всё понятно.
-Расскажите лучше про название, как оно появилось?
-Просто родилось в голове. Сначала было другое, не буду даже его называть, оно иного плана и показалось мне тяжеловатым. А потом я подумала о слове «Эгоист», оно соответствовало требованиям: было броским, ярким, шокирующим. А его подтекст призывает к тому, чтобы человек полюбил себя, понял себя, развил свои способности. Тут идёт посыл к библейской формулировке «полюби ближнего как самого себя». Это значит, что сначала нужно полюбить себя, а потом всё вокруг. Человек, который не любит себя, не может любить кого-либо. Прежде надо научиться любить то, что тебе дал Господь — самого себя, и тогда это качество распространится на всв вокруг.
-Нет ли у вас желания получить второе образование психолога? Эта тема вам очень близка.
-Вы знаете, я так устала быть студентом в своё время! Я очень много где училась, кроме журфака. Но вы угадали, последнее время я думаю о том, что мне бы это пригодилось, но ритм жизни такой, что вся учёба должна быть подчинена работе, а с высшим образованием это трудно сделать.
-Наверняка, вы компенсируете это чтением книг?
-Да, конечно, я много читаю книг, содержащие различные авторские методики, нечто пограничное между эзотерикой и психологией. Приятно, что люди сейчас тянутся к этому. Наверное, мы угадали с тематикой.
-Почему Эгоист generation? Почему поколение?
-Целые поколения людей в нашей стране выросли без какого бы то ни было уважения к себе, и хотелось бы, чтобы эти люди изменили свою жизнь к лучшему, чтобы пришли другие поколения. Но наш журнал всё равно все «Эгоистом» называют, особенно, когда меня на телевидение и на радио приглашают выступить. Постоянно приходится напоминать.
-То есть вы всё-таки попали в точку с названием? С первым словом точно.
-Наверное, да. Но это сейчас бренд, а шесть лет назад народ нас пугался: некоторые боялись давать интервью, не хотели казаться эгоистами. Мы подняли такую волну дискуссий на эту тему. Раньше эгоизму придавали только негативный оттенок, а теперь везде говорят о любви к себе. Ну и воруют у нас, конечно. Названия разделов, рубрик, само название журнала используют.
-Еще, думаю, всем будет интересно узнать историю такого интересного формата писем главного редактора. Он очень отличается от большинства.
-Он отличается от всех, которые есть!
-Как родилась эта идея?
-Абсолютно стихийно, наверное, тут во мне проснулся писатель (смеётся). Когда я села писать первое «слово», то поняла, что мне есть, что сказать. Я хочу объяснить то, что мы будем делать, а не на какой странице какая рубрика расположена или что есть в номере. Читатель это и так увидит. Я написала - получилось эссе.
-О чем было первое эссе?
-О том, что человеку нужно любить себя, о том, что есть тайные законы, которые движут миром, и они становятся все более важными для людей. Трудно пересказывать то, что написала, это надо читать.
-Очередное ноу-хау?
-Да, я придумала новый жанр. И это стали читать! Ведь, как правило, письмо редактора - это формальность. А моё воспринимается как отдельная рубрика. Я пишу искренне, наполняю своей энергетикой, это очень заряженная вещь.
-Вы можете объективно оценить журнал, как бы извне?
-Нет, я не могу абстрагироваться. Я внутри. Иногда беру старые номера и приятно удивляюсь. Мне вообще не стыдно за то, что мы делаем. Я горжусь этим. Здесь нет вранья, придуманных редакцией мистификаций. Мы проверяем наших героев. Я уверена, что все, кто здесь работает, выкладываются на 100 процентов.
-О чем вы никогда не напишете?
-В нашем журнале вы никогда не прочтёте о том, что подумала, например, Ума Турман (как это делают в одном известном журнале), потому что автор этого не знает и знать не может. Зато Ума Турман сама может рассказать, что она подумала. У нас много эксклюзивных интервью и с нашими, и с западными звездами.
-Вас что больше всего увлекает в процессе создания журнала?
-Мне всё интересно, это моё. И, конечно, я очень люблю сама писать, кстати, скоро выйдет книга: мои письма главного редактора и постскриптумы собрались в книжку. Вторая книга - уже рассказы из «Маргариток» - тоже сложилась.
-То есть писатель всё-таки проявился в полной мере?
-Да, да. И не только у меня. У ав торов за этот год должно выйти несколько книг, и уже пара вышла раньше. Вы можете найти ещё журнал, который издательства растаскивают на книги? Я таких не знаю. Ни одного, кроме нашего. Это очень круто, это показатель уровня.
-Согласна. Поделитесь, как колонка Пауло Коэльо появилась в журнале?
-Я с ним познакомилась уже давно, ещё в первый его приезд в Россию.
-Мнение большой части молодёжи в том, что Пауло Коэльо-это «попса». Но мне лично кажется, что тут этот критерий не важен. У любого человека есть
-Согласна. Есть две точки зрения. Что он хороший писатель или плохой, попсовый. Я считаю, что это не литература, по крайней мере, в классическом понимании. И не надо его судить по законам этой литературы. Не надо сравнивать Коэльо с Толстым и Достоевским и говорить «фи». Он пытается через сюжет решить определенную психологическую задачу, дать человеку посыл на осмысление своей жизни и действие, помогает сделать шаг вперед. И ему это удается. У его книг очень сильная энергетика. Мне он интересен тем, что остается после прочтения внутри, помогает вырасти над собой. Зачем в таких книгах считать количество эпитетов и строчек в предложении?
-Еще какие-нибудь интересные проекты?
-В том году был очень любопытный проект «Персонификация». Мы пригласили 12 молодых фотографов и предложили им сделать по художественной фотографии в каждый из разделов. И печатали по одному такому фоторазделу в каждом номере. Так получился целый визуальный мир. Из этого родилась потрясающая выставка на пятилетие журнала. Когда мы это всё повесили, возникло необыкновенное ощущение. Отзывы были восторженные.
-Какие вообще отзывы о журнале?
-Удивительные. Такие что, когда их читаешь, понимаешь: ради этого стоило работать, журнал помогает людям, он им нужен. Такие слова нельзя придумать. Наши статьи часто помогают принять
-А какие люди вам помогли и помогают?
-Сложно персонифицировать всех моих учителей, потому что в той или иной мере помогает весь мир и всё, что с тобой происходит. Вот, Лилия Шарифовна Вильчек, профессор журфака. Много лет была моим наставником и близким другом, многому меня научила… К сожалению, некоторые обстоятельства в последнее время отдалили нас друг от друга, и я очень
Очень яркая, творческая, талант ливая, внутренне свободная. Был ещё друг моего отца, он работал в «Юности», его звали Марк Григорьев. Когда я только-только начинала, ещё до поступления, он потратил много времени, чтобы меня научить
-За шесть лет не стало сложнее делать журнал, темы находить?
-Нет, тем всегда больше, они не иссякают. У нас происходит фантастическая вещь, которую я очень ценю: в нашем журнале принципиально нет темы номера, так как не хочется себя ограничивать и подгонять все под одно, но, когда я получаю тексты абсолютно разных авторов, то понимаю, что между ними всегда есть пересечение, возникают перекрёстные ссылки.
-Расскажите про обложки.
-У нас за шесть лет было два главных художника. Дизайн обложки менялся. Сначала на обложках были модели, потом мы стали снимать известных людей - героев номера. Мы заставляем их поработать, фантазируем, творим образ. Наверное, не зря мы выиграли несколько конкурсов «Обложка года».
-Вы сами берете интервью?
-Бывает такое, но не постоянно. Если мне человек очень интересен, и я хочу сама с ним пообщаться, или если меня попросят. Я также редактирую абсолютно все, без моего ведома ни одна строчка не пойдёт в печать, ни один вынос не встанет на обложку. Думаю, я, если не единственный, то один из немногих главных редакторов, который совмещает в себе столько функций, ведь, как правило, над номером работают замы, а главный редактор занимается представительскими делами, стратегию разрабатывает. Но это я тоже всё делаю, конечно. Я тоже делю ответственность, но не могу не контролировать все. Этот журнал — очень большая часть меня. Так действительно мало кто делает. Тем более, я ещё директор предприятия, издатель. Но я делаю то, что люблю.
-Раскройте секрет, откуда силы на всё берете?
-Я путешествую,общаюсь с людьми, у меня очень много друзей, притом настоящих. Силы даёт красота, которую я пытаюсь видеть во всем, окружаю себя вещами, в которые вложены ручной труд и вдохновение.
-Судя по вашим рассказам о себе, вы яркий представитель поколения эгоистов в положительном проявлении.
-Ну, я пока не рассказывала о том, как я себя люблю! Но да, мне приятно видеть вокруг себя красоту. Все, чем я пользуюсь в повседневной жизни, сделано творческими людьми, а не конвейером. И я стараюсь так мир выстраивать. Это касается и человеческих отношений тоже.
-Вы сами развили в себе эти качества или это с рождения?
-Не знаю, честно. Думаю, мне мама привила хороший вкус, а этот активный эстетизм в себе я не так давно осознала, несколько лет назад. Мне не всё равно, что вокруг, мне важны детали.
Источник: журнал «Exclusive.Журнал студентов»
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max