Алексей Тарасов: «Украинский Esquire попытается осмыслить все, что происходит вокруг»


24 февраля 2012   //   Персона

- Алексей, расскажите о команде, которая будет создавать Esquire. Сколько в ней человек?
- У нас в редакции будет семь человек. Это в некотором смысле бутиковый проект. Собрана уже почти вся команда. И надо сказать – в ней все профессионалы. Из гигантского количества резюме я пытался отобрать надежных профи. Надо признаться – это было непростое задание. Желающих работать в Esquire было не просто много – в какой-то момент мне приходило четыре резюме в минуту, и так продолжалось почти неделю.
Я совершенно добросовестно читал все резюме, просил присылать мне ссылки на фотографии, тексты и отвечал на каждое письмо. Но потом мне начали хамить в ответ, и я оставил это дело. И все же я очень внимательно отбирал кандидатов. Думаю, что раньше никто так не делал на нашем рынке. У нас принято так: когда приходит новый редактор, он набирает тех людей, которых знает.

- Вы хотите сказать, что в вашу редакцию отобраны люди, которых вы не знаете?
- Я знаком с некоторыми из них. Но тесно с ними никогда не сотрудничал. Например, нашего замглавного редактора зовут Глеб Гусев. Это очень опытный разноплановый журналист, который работал в журнале Cinema и в газете «24». Он может писать на любые темы от экономики до политики и кино.
Также в нашей команде есть Маша Хализева, которая работала в «Коммерсанте», но при этом всегда интересовалась модой, фэшеном и сотрудничала с женскими изданиями. Я подумал, что было бы интересно предложить ей заниматься рубрикой «Стиль».
Возможно, я выбирал не очевидных кандидатов, но делал так, потому что очевидных нет. Нет такого журнала на Украине, на который можно посмотреть и подумать: «они круто делают вот это, нужно переманить у них такого-то специалиста».

- А кто еще будет в команде?
- Наш арт-директор – Ярослав Зайчук. Это один из самых опытных людей на нашем рынке. Он в свое время был креативным директором издательского дома «7+7я», делал версии для IPad в «Эдипресс Украина». То есть, он очень разноплановый человек. Кроме того, с ним приятно работать. С арт-директорами очень часто бывает так, что они вокруг себя создают много какой-то мишуры. Так вот – это не о Ярославе. Он очень профессиональный и простой человек.
Фоторедактором у нас работает Павел Терехов, который несколько лет был личным фотографом братьев Кличко, ездил за ними по всему миру. Сейчас ему это немного надоело. И он решил присоединиться к нам и поделиться своим опытом.

- Вы полагаете семь человек – это достаточно для того, чтобы делать издание уровня Esquire?
- Сейчас мы еще ищем одного редактора для открывающего раздела. Я бы с радостью взял больше людей, потому что работы очень много. Но жаловаться мне не на что – наша команда занимается любимым делом. И, думаю, семи человек будет достаточно.
Кроме того, есть разные способы делать Esquire. У американского Esquire редакция состоит из 20 человек, такая же большая редакция у российского издания. Но при этом, в турецком Esquire работает четыре человека, а в Esquire Middle East – всего три. У нас есть некое ядро – основные действующие лица редакции и – внештатные авторы.

- Вы будете использовать статьи из изданий, которые выходят под брендом Esquire в других странах?
- В нашем случае вполне логично было бы полагаться на этот контент. Например, на замечательные Esquire Латинская Америка, Esquire Китай, Esquire Корея. Но, как правило, каждое из изданий Esquire замкнуто на своей стране. Соответственно я мало что из этого могу использовать. Американский Esquire посвящает огромные площади выборам президента США, но украинской аудитории это, наверное, не настолько интересно. Точно также, как многие тексты российского Esquire. Да – в свое время он перевернул представление о том, что можно печатать в мужском журнале, но сейчас замкнулся на своей стране. И я не уверен, что украинскому читателю интересно знать: отчего умирают россияне или – обо всех проблемах, связанных с Владимиром Путиным. Поэтому где-то 75-80% журнала у нас будет отведено под украинский контент.

- Какие в издании будут рубрики и разделы?
- Про рубрики я пока не говорю. Пускай люди сами посмотрят, когда выйдет первый номер.

- Вы ездили перенимать опыт в американской редакции журнала. Какие требования вам озвучили там?
- Это была ознакомительная встреча, но я мог задать любой вопрос, который меня интересовал по маркетингу или дизайну. Я общался и с главным редактором американского Esquire
Дэвидом Грейнджером (в 2010 году главный редактор Дэвид Грейнджер был назван «Редактором года» в США по версии журнала Adweek – МБ), с фоторедактором и другими.
Но у американской стороны нет требований. У них есть рекомендации. То, что вы видите в русском Esquire
«Правила жизни», «Десять вещей которые вы не знаете о женщинах», «Каково», «Девушка, которая рассказывает анекдот» и другие рубрики – это американские франшизы. Они хотят, чтобы такие же рубрики были и в украинском издании.

- И все же чем украинский Esquire будет отличаться от российского «брата»?
- В бренде Esquire есть два полюса. Один полюс – это американский Esquire – традиционно мужской журнал с разделами, где вам обязательно посоветуют лучшую книгу, фильм, покажут фотографию девушки в нижнем белье и колонку про секс. И есть другой полюс – это российский вариант Esquire. Он, с точки зрения дизайна, сделан как арт-проект. Одновременно – это такой очень либеральный журнал, который воюет с нынешней властью и т.д.

- Лично вам какая из этих позиций роднее?
- Мне близка концепция «посредине». Мы в любом случае не будем мужским журналом, потому что это совершенно не нужно украинской аудитории. Традиционных мужских журналов у нас достаточно. Нет никакого смысла играть на том же самом поле.
Но мы не будем писать о политике в таком тоне, в каком о ней пишет российский Esquire. Просто потому, что у нас в стране нет такого разделения на черное и белое. У нас все серенькое. Ведь нельзя сказать, что Янукович черный, а оппозиция, на которую обрушились все эти гонения, абсолютно белая.

- Ну, это знаете ли относительно. Помните, как там – в романе у Стругацких – «После серых всегда приходят черные».
- Может быть. Может быть. В любом случае у нас будет политика. И мы даже в какой-то момент заметили, что слишком много заказываем материалов на эту тему.

- Мне кажется, что изданий с такой «средней позицией», о которой вы говорите, на Украине как раз достаточно. Они блюдут так называемую «объективность» и, поэтому редко проявляют настоящую остроту.
- То, о чем говорите вы – другой формат. Это еженедельники. А ежемесячников, которые пишут о политике, у нас нет.

- А как же Forbes?
- Forbes? Но это ведь тоже несколько другой формат. У них своя специфика. Журнал Esquire для меня это – осмысление. В 1990-х мы перенесли период выживания. Кто-то накапливал первичный капитал, но в целом – это был период становления. «Нулевые» запомнились нам как время безрассудных покупок и трат денег, когда никто не думал о завтрашнем дне. А сейчас как раз время все осмыслить. Esquire будет изданием, которое попытается осмыслить все, что происходит вокруг.
Дело ведь не в том, что мы займем какую-то позицию «между». Просто сами требования к текстам в Esquire совершенно другие. В Esquire есть традиция качественных писательских текстов. Вообще есть такая «эсквайровская» концепция 60-х годов, когда репортерскую работу для журнала выполняли писатели. Они могли делать все что угодно
от расследований, до профайлов на любимых певцов.

- Вы хотите сотрудничать с украинскими писателями?
- Да, единственная проблема это то, что писатели иногда очень задерживают свои тексты. Ждут какого-то вдохновения. Но я уже связался с теми, с кем хочется сотрудничать, и они согласились. В этом смысле нам повезло, потому что благодаря бренду, многие хотели бы сотрудничать с Esquire.

- А с кем из писателей вы будете работать? Чей стиль вам кажется образцовым?
- Нет такого эталона. Мне бы хотелось, чтобы у нас звучали разные голоса, чтобы это были люди со своими мнениями – может даже парадоксальными – чтобы их тексты заставляли поразмыслить. Все очень условно – есть писатели от Жадана до Адольфовича. Мы связались со многими, и они согласились работать. Сейчас нам осталось понять – насколько это соответствует тому, что мы хотим видеть в Esquire.

- Какими будут правила жизни украинской редакции Esquire? У вас будут запрещенные темы?
- Думаю, что у всякой редакции есть много таких тем. Среди очевидных установок – это журнал не о каких-то ежедневных вещах. В нем должны быть «вневременные» тексты, которые должны удивлять, развлекать (причем это должно быть увлекательное чтение, даже если материал о доярках) и третье – в материалах должна чувствоваться четкая мысль, посыл, мнение. И это касается как текстов, так и фотографий.
Наша цель добиться, чтобы читатель, даже если он открыл журнал через полгода после его выхода, все равно нашел там что-то интересное. Я хочу, чтобы журналисты не создавали описательные тексты от третьего лица, чтобы они не боялись писать о своем опыте, пропускать материал через себя. И если им придется писать об НЛО, то нужно будет, чтобы для начала их украло НЛО. А после они рассказали нам о пережитом.

- Вы будете писать о поп-персонажах – типа Козловского или Могилевской?
- О них и так много пишут в прессе. Смысла в том, чтобы они появлялись у нас в журнале, я не вижу. Наша задача состоит в том, чтобы находить новых героев. Это может быть руководитель балетного цеха Национальной оперы.

- Когда журнал появится в продаже, и каким он будет по объему и цене?
- Дата релиза – третья неделя марта. Объем первого номера будет около 180 страниц. А в дальнейшем его объем будет зависеть от рекламы. Мы и так увеличились, потому что рекламы очень много. Заявленная цена – 45 гривен.

- Сколько было инвестировано в проект и когда он окупится?
- Это не моя забота и сфера полномочий.

- У проекта будет сайт?
- Сейчас мы работаем над его печатной версией, но думаю, что в каком-то обозримом будущем, он будет и в интернете.

- Когда вы пришли в редакцию? у вас были свои требования к издательскому дому?
- Скажу вам честно, не потому что я хочу кого-то похвалить, но здесь все настолько трезвомысляще, четко, просто и логично, что никаких особенных требований даже не было. Было сразу понятно, что нас никто не ограничивает в тематике. А мы не углубляемся в рассказы о каких-то поп-персонажах, которых вы упомянули, просто потому, что это не нужно нашей аудитории.

- А ваша аудитория это кто? Как вы ее себе представляете?
- Это молодые профессионалы. Им где-то от 25 до 45 (но нас могут читать и 15-летние или 60-летние), у которых нет журнала, который они читали бы. Потому что даже в еженедельниках им предлагают хроникальную информацию. Тексты Esquire будут глубже.
Esquire – это что-то вроде клуба. Клуба не то что единомышленников, но таких образованных и успешных людей. Для них мы делаем журнал с гибкой концепцией, где может появиться статья и об инопланетянах, и о националистах. Мне кажется, что это очень приятные люди, с которыми было бы хорошо собраться где-нибудь в центре города. Например, в парке Шевченко. Но не в такую погоду. Нет – не в такую погоду. Лучше – когда потеплеет!

Татьяна Харченко
Источник: www.mediabusiness.com.ua