Андрей Колесников: "Новый мужской журнал не будет говорить о политике"


24 февраля 2008   //   Персона

– Андрей, почему «Русский пионер» и почему именно сейчас? Вам не кажется, что рынок печатных СМИ давно перенасыщен, а все, кому есть что сказать, предпочитают транслировать свои взгляды в блогах?

– Я не считаю печатный рынок перенасыщенным. Мне лично не хватает журнала, который я сам прочел бы от корки до корки. Мужского авторского литературного журнала нет. При этом актуального, который не абстрагировался бы высокомерно от действительности. Рынок не исчерпан. Интернет-версия будет существовать параллельно, но никакой интернет не заменит этого ощущения – подержать в руках поразительную бумагу «геллари силк». Этого ощущения ничто и никогда не заменит.

 

– А понятие «пионер» разве сейчас актуально?

– Актуально, не волнуйтесь. Пионер, причем русский, – потому что журнал мужской, он о людях, которые проявили себя и себя показали, и других посмотрели, про пионеров с русским характером. Этому пионеру может быть 20 лет, 60 лет или, как нашему герою первого номера – Бабу-Доржи Михайлову, – 75. Наши герои – пионеры-первопроходцы в куперовском значении слова. Я в этом смысле тоже, так сказать, первооткрыватель, потому что рискнул делать этот журнал, хотя вначале, честно, мне этого не хотелось и потенциальные издатели меня полгода уговаривали. Я надеюсь, они знали, что делали.

 

– Чей это проект? Он имеет отношение к вашему основному месту работы?

– Нет, этот проект не имеет отношения к ИД «Коммерсантъ», но если бы мне предложили делать это там, я бы делал. Наши издатели – компания «ВИП-Интернешнл». В какой-то момент я понял, что их главная идея – издавать журнал, который мне бы хотелось делать. Аргументов для отказа у меня в какой-то момент не осталось, хотя я и искал их. А сейчас я очень увлекся, я даже не ожидал этого. Они пока ведут себя очень благородно.

 

– Вы уверены, что у вас будет полный редакторский карт-бланш, или волю издателя все-таки придется учитывать?

– У нас один из издателей присутствует в рубрике «Дежурный по столовой». Так что издательская воля и энергия вся уйдет в ресторанную критику. Это позволит ему развернуться и сказать все от души, и ни в чем себе не отказывать.

 

– Хорошее место вы ему отвели. Хлебное.

– Да, это идеальный вариант. Для меня особенно. Потому что человек знает, о чем пишет.

 

– Еще какие конкурентные преимущества назовете? Сейчас много чтения и развлекательного, и политического, и псевдополитического.

– Вы знаете, после выхода первого номера мне звонили люди, говорили добрые слова. И это были люди, от которых я хотел бы их слышать. Кроме того, журнал разобрали везде, где он появился, хотя его не так и много. Но это на самом деле ничего не значит. Для меня, если о конкурентных преимуществах, важнее было другое. Я, например, всегда подозревал, что один олигарх просто очень тоскует по хорошему русскому слову. И он прочитал первый номер и нам написал во второй. За два часа. Абсолютно блестящий текст. И мы оба, по-моему, испытали воодушевление. И он сказал, что ему будет, в случае чего, чем заработать на хлеб. Положение олигарха в нашей стране, сами знаете, шаткое.

 

– Каков тираж, периодичность и места сбыта?

– Тираж первоначально 20 тысяч. Первые полгода журнал будет выходить раз в два месяца. Продавать будем через сеть книжных магазинов «Республика». Хочется быть разборчивым и класть его туда, куда приходят люди, которые все-таки на «ты» с русским языком.

 

– Это важно.

– Да, мы уже страшно спорили с корректором, такой рафинированной, интеллигентной дамой, по поводу слова «на…». Не насчет того, нужно оно или нет, а насчет правописания. Она говорила, что проработала всю жизнь в этой области и сейчас понимает, что никуда не деться: матерные слова входят в литературный язык. Но она категорически утверждала, что это пишется раздельно. А я говорил, что нормы-то, она сама сказала, нет никакой. А она говорила, что надо судить эти слова по существующим нормам и что это же предлог перед существительным. А я настаивал, что наречие. Мат у нас, наверное, и дальше будет, именно потому, что он неизбежен в актуальном русском языке. Хотя мне самому это не очень нравится. В общем, я еще до конца не решил.

 

– Кто ваши любимые авторы? По какому принципу будете набирать и где искать?

– Авторов ищем. Это самая сложная работа. Ставка не на себя самого, это точно. Шеф-редактор журнала Игорь Мартынов, например, блестяще пишет. Некоторые люди себя открывают по-новому, как тот олигарх, имени которого я вам не назвал. Леонид Парфенов занимается винной критикой. Это вообще принцип журнала. Главный редактор ИД «Коммерсантъ» Андрей Васильев начинал когда-то как театральный и кинокритик. У нас он им снова стал. Очень хочется, чтобы гендиректор Ъ Демьян Кудрявцев писал. Он дико талантливый.

 

– В общем, вы их всех возвращаете к истокам…

– К тому, чем они должны в жизни заниматься. Надо им просто немного помочь.

 

– Да уж, тогда в России все должны писать. Самое перспективное занятие.

– Россия – она и есть писательская страна такая.

 

– А сами на какие темы рассуждать будете?

– В первом номере написал рассказ про любовь.

 

– Темы все вечные. Понятно. А политика в каком ключе у вас будет представлена? Должно быть, как кухонный разговор?

– Политики не будет никакой. Только в той степени, в какой она вторгается в жизнь любого человека.

 

– А как насчет обсценной лексики?

– По мере производственной необходимости. По касательной. Журнал «Русский пионер» будет аполитичным. Мне бы хотелось делать журнал, в котором не будет ни слова о политике, но я понимаю, что это невозможно. Она просочится, потому что часть жизни, но влияние ее будет минимизировано.

 

– Означает ли это, что и своим обязанностям обозревателя ежедневной политической жизни в стране вы будете уделять меньше сил и времени?

– Мне так не кажется сейчас. Это можно совмещать. И то и другое просто станет свежее.

Попадая в редакцию на Софийской набережной, я оказываюсь в совершенно другой реальности. И, наоборот, о реальности «Русского пионера» не догадываются в Кремле. Надо только перейти мост.

 

Вероника Чернышева, Юлия Третьякова, «Новая газета»

Источник: www.gipp.ru