Артур Джанибекян: Семикратный финт ушами


17 июня 2013   //   Персона

Интервью Анастасия Ниточкина

Club – один из крупнейших производителей развлекательного контента в стране. А что в последнее время рассмешило вас лично?

Меня всегда смешат юморески и анекдоты на армянском языке. Неожиданные смешные вещи, попадающие в жилу, нахожу и в нашей продукции. Стал часто слушать песни Слепакова.

Костяк первой резидентуры Comedy Club составили выходцы из КВН, а как сейчас происходит поиск новых талантов?

Есть программа, которая называется «Comedy Баттл». На кастинг может прийти любой желающий.

Можно ли попасть в Comedy Club, просто отправив ролик?

Можно. Даже если вы оставите запись у нас на ресепшн и окажется, что вы – новый Луи де Фюнес, можете не волноваться: через день мы вас найдем.

А помните, как все начиналось?

Очень хорошо. Начало 2003 года. Артак Гаспарян жил тогда у Таша Саркисяна, а Таш и Гарик Мартиросян вместе со мной работали на радио. И ребята предложили мне координировать клубный проект Comedy Club: в тот момент только я обладал необходимой суммой в 600 долларов и имел возможность на вторую вечеринку найти еще 1200.

И на что хватило 600 долларов?

На гонорар артистам (они тогда брали по 50 долларов) и аренду звука. Даже за аренду помещения мы не платили.

Идею вы подсмотрели, когда гастролировали по США в составе команды КВН «Новые армяне»?

Там мы увидели способ общения со зрителем менее формальный, чем концерт, – это и есть stand-up comedy. В России такого не было, мы заняли пустую нишу.

И создавали альтернативу КВН?

Я до сих пор не считаю Comedy Club альтернативой чему бы то ни было. Мне кажется, вообще непродуктивно работать в противовес чему-то. Мы еще со времен КВН поняли, что совершенно не имеет значения, против кого ты играешь. Имеет смысл выигрывать у самого себя. Тогда все получается. Только так ты растешь. Секрет успеха прост – сделать невероятный финт ушами, а потом повторить его семь раз. Тогда ты попадаешь в историю. Но каждый отдельно взятый кусочек этого марафона – невероятно труден.

Может быть, в какой-то момент вы перестали относиться к своему творчеству как к самодеятельности и стали зарабатывать деньги?

Нет, зрители поняли, что самодеятель тебя преподнесли. Может, твой продюсер настолько крутой, что смог тебя дорого продать. Только рейтинг.

Вы уже много лет живете в Москве. Есть ли что-то, к чему вы так и не смогли привыкнуть?

Погода. Не смейтесь! Отсутствие солнца. Я говорю совершенно серьезно: существует закон сохранения энергии – солнечная энергия каким-то образом аккумулируется. Менталитет и темперамент того или иного народа, формируясь на протяжении многих веков, наверняка зависит от количествасолнечной энергии. Не могут армянин и швед, итальянец и эскимос иметь одинаковый темперамент. Я очень скучаю по солнцу. Но я ведь не выбирал свою дорогу. Все случилось автоматически. Самое главное решение в своей жизни я принимал в 1992 году, когда понял, что хочу заниматься КВН. Потом уже просто глупо было бы отказываться от тех предложений, которые подкидывала жизнь. Или судьба. Или рок. Или Бог. Называйте как хотите.

Чем вы тогда руководствовались?

Чем может руководствоваться 16-летний юноша, у которого на семейных капустниках неплохо получается пародировать знаменитостей? Непониманием мира, отсутствием опыта и полнейшим неумением принимать верные решения.

Как родители реагировали?

Противодействовали как могли. Ничего у них не вышло.

Как же армянский мальчик, при всем своем генетическом уважении к старшим, посмел пойти против родителей?

Я не пошел против. Отец считал мое увлечение КВН шалостями детского возраста и свято верил, что грехи юности вскоре канут в Лету. Тем более что я учился в Ереванском государственном университете на факультете экономической кибернетики. Другое дело, как я учился – вы поговорите с моими однокурсниками или педагогами – вам многое станет понятно. И отец пропустил момент, когда еще что-то можно было изменить.

Но потом ведь тоже был выбор – играть в КВН или профессию на практике осваивать...

Месяцев пять я проработал старшим сотрудником в валютном отделении банка. Но быстро понял, что мне интереснее работа в сфере творчества. Именно за него я несу ответственность перед собой, перед друзьями... КВН ведь не только игра, это образ жизни.

А жажда сцены, славы?

И сия чаша меня не миновала. Кадры, где я в эфире в составе команды «Новые армяне», до сих пор любимый повод для глумления надо мной моих друзей. Но когда я понял, что не вхожу в первую пятерку-семерку игроков, мое честолюбие превысило жажду сцены. И я нашел занятие, где у меня было больше шансов на успех, чем у других.

«Мы много сделали, но еще больше должны сделать. Как минимум вернуть долг стране, в которой мы случились.

Уехать и жить припеваючи, обогащая экономику других стран, – большого ума не надо. Это не про меня»

Желание «тряхнуть стариной», выйти на сцену не возникает?

Нет. Если решил, что это не мое, насиловать себя не буду. Я умею с собой договариваться.

Если вдруг нарисуются три свободных дня?

Ереван. Там полно родни, родителям не хватает общения со мной, и они все время хотят меня «заюзать». Им важно мое личное присутствие.

Когда садитесь в самолет, еще работаете или уже отдыхаете?

В самолете я ухожу в иное пространство, с удовольствием копаюсь в айпаде. И каждый раз вздрагиваю, когда мне сообщают погоду за бортом. Какая мне разница: там –62 или –81? Что я должен с этой информацией делать?

А какую кухню предпочитаете?

Три кухни борются за право быть главными в моей жизни. Моя домашняя, с элементами армянской и русской. Итальянская и китайская. Чешскую, немецкую и венгерскую не люблю. Особенно не рекомендую ирландскую. Сам я не готовлю. Но мой восьмилетний сын Нарек недавно в школе научился готовить хачапури. Принес домой. Очень вкусно...

Вы владеете сетью кофеен Jazzve, представленной в Армении, в России и за рубежом. Любите кофе?

Да, это армянская черта, причем обусловленная исторически. В 50–60-е годы прошлого века многие репатрианты вернулись в Армению из Бейрута, Сирии, Франции. Таким образом, западная культура кофепития попала в Советский Союз через Армению. В советский период у нас была связь с Америкой, мы жили совершенно в ином информационном пространстве. У нас даже комиссионные магазины были другими – например, западная музыка попадала к нам раньше, чем в Москву. В быту это проявлялось в том, что женщины начали легитимно сплетничать за чашечкой кофе. Раньше у них подобного формата не было. Придумать формат – вот что самое главное. Придумал формат – контент найдется. Или наоборот. Если есть контент, обязательно найдется человек, который его отформатирует.

Пару раз смотрела ваши программы, и вот странность: не нашла ничего, в чем упрекает вас пресса – наркотики, секс-меньшинства и лексика «на грани фола».

И не увидите. 23 апреля 2005-го, когда вышел первый выпуск Comedy Club на телеканале ТНТ, началась новая эра в телевизионном юморе. Безусловно,там было всякое. Но очень досадно, что ваши коллеги сделали на этом акцент. Они не увидели (или увидели, но промолчали) модность, дерзость, остротутем, актуальность. Да и почему вас так возмущают слова, которые любой среднестатистический человек произносит сотню раз на дню. И мы не призывали произносить эти слова – мы их высмеивали. Однажды мой друг и партнер Гарик Мартиросян сказал замечательную фразу: «Безусловно, у нас есть шутки ниже пояса, но у нас есть и шутки выше головы». Оценивать надо количество и неизменное качество наших двадцати проектов. Этот финт ушами никто больше не сможет повторить!

«С любимой женой Элиной я познакомился, когда ей было лет четырнадцать, влюбился с первого взгляда. А потом, как положено, ждал, пока она вырастет. Думал, что дурман рассеется. Оказалось – нет. У нас очень крепкая семья (тьфу-тьфу-тьфу). И сегодня я совершенно точно могу сказать: мой дом – моя крепость»

А кто из ваших коллег вам больше всего нравится?

Как потребитель я смотрю контент Comedy Club. Коллег телевизионщиков называть не хочу – многое нравится, забуду кого-нибудь – будет обидно.

Ургант нравится?

Да. Он – самое талантливое явление на нашем телевидении за последние несколько лет.

Не возникало желания взять его под свое крыло?

Мы никого (если посмотреть на людей из Comedy Club Production) не крали из других пространств. Мы этим не занимаемся. Хотя не исключаю, что когда-нибудь это может произойти. Пока же происходит наоборот – стараются у нас украсть. Правда, сейчас, когда мы уже стали самой мощной организацией в области развлекухи и шоу-продакшна, у нас реально трудно кого-то украсть. У ребят – футбольные контракты.

В связи с этим возникает вопрос про «Прожекторперисхилтон». Отличная передача закрылась, потому что вы запретили Гарику Мартиросяну и Сергею Светлакову принимать в ней участие.

Это просто элементы маркетинга. Есть лица канала ТНТ – и они должны появляться только на этом канале.

Но раз в неделю можно появиться на другом. Что от этого изменится?

Всем очень хочется, чтобы Лионель Месси играл за московское «Динамо». Но не уверен, что владельцы «Барселоны» с этим согласны. Да и как это сделать чисто технически? Есть контракт, обязательства. Здесь демократия неуместна.

Но вы раньше всегда говорили, что не относитесь к своим артистам как к рабам.

Я и сейчас не отношусь к ним как к рабам. Вы же видите фильмы с их участием, они выступают в концертах и корпоративах. Но отрасль телевидения, слава Богу, является хорошо контролируемым бизнес-пространством. Нашим резидентам были предложены определенные условия контракта с ТНТ, на которые они согласились. Мы же никого не запирали в сыром подвале и не заставляли под дулом пистолета что-то подписывать...

Вы когда-то говорили, что поклонников и противников Comedy Club примерно поровну.

Сейчас поклонников стало больше, и это пугает. Раньше было к чему стремиться: чтоб полюбили остальные.

А что делать, если тебя и так все любят?

Есть такая философская цепочка в телевизионном шоу-бизнесе: узнавание – востребованность – необходимость. Мы сейчас на этапе перехода от востребованности к необходимости. По всем своим проектам.

И что же дальше?

Дальше – только расти... Сейчас нас нет в интернете, не в смысле трансляций. Мы хотим придумать специальный проект под запрос интернет-аудитории.

Вы говорите с точки зрения бизнеса. А мне интересно, можете ли вы представить 60-летних резидентов, хохмящих на сцене?

Могу.

Или у них у каждого есть свой бизнес «на черный день»?

Они, конечно, имеют свои «свечные заводики». Но могу точно сказать: самое крутое, что есть в жизни каждого из нас – начиная от резидентов и заканчивая мной, – это то, что мы придумщики и производители «Комеди». И не будет большим несчастьем, если в 100 лет мы покинем этот мир именно с этой ношей.